Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.
#цензура

Ответ из фонда v-a-c: об отменённом фильме Никиты Спиридонова

907        3       

Ответ из частного фонда искусств на текст Никиты Спиридонова о любительстве: за широко озвученными вопросами о цензуре и об отчуждении авторства (с присвоением творческой концепции) последовали разъяснения, извинения и частичный пересмотр юридических подходов — всё ради стратегии расширения «мышления институции».

Влад Чиженков. Дом культуры МГУ, 2019. Из личного архива автора, образ съёмочной локации. К невыпущенному кинофильму Никиты Спиридонова.

Влад Чиженков. Дом культуры МГУ, 2019. Из личного архива автора, образ съёмочной локации. К невыпущенному кинофильму Никиты Спиридонова.

Публичный ответ порталу aroundart кураторов проекта фонда V–A–C «Кунстхалле музыки. Московские соло» Варвары Ганичевой и Никиты Рассказова на обращение с просьбой прокомментировать текст художника Никиты Спиридонова

Мы признательны редакции aroundart за обращение, так как считаем важной роль издания в освещении и обсуждении вопросов, касающихся взаимодействия художников и институций. Но для начала позвольте несколько существенных фактических правок:

1. Дефне Айас не являлась куратором московской итерации проекта «Кунстхалле музыки».

2. Профессиональные перформеры участвовали лишь в одной из четырёх музыкальных интервенций в рамках проекта (в ТДК «Тройка»), на остальных площадках исполнителями выступили непосредственно сотрудники рынков.

Мы убеждены, что само по себе произведение искусства не может быть отделено от процесса его создания и всех возникающих на этом пути отношений. Идея о подготовке фильма для образовательной программы «Кунстхалле музыки» появилась как желание инициировать диалог любительства и профессионализма. Нас интересовало, каким образом могут сосуществовать эти два модуса. Так художник обратился не к одному сообществу, а сразу к двум — участникам любительских коллективов и сотрудникам фонда V–A–C. Съёмки происходили в офисе фонда, таким образом в кадре оказались даже те наши сотрудники, которые изначально отказались от причастности к фильму, став невольными участниками процесса. Они не давали прямого согласия на участие в реализации замысла Никиты. Кроме того, спорно, на наш взгляд, осуществлять проект в сотрудничестве с сообществами, неотступно придерживаясь заранее сформулированной концепции: любители рефлексируют на камеру, профессионалы танцуют в офисном опенспейсе. В данном случае все участники становятся просто перформерами в проекте художника. Пространство для диалога и взаимодействия отсутствует. Именно поэтому возникла необходимость отказаться от фильма, и был начат поиск других возможных форм коммуникации с любителями, например, организация неформальной встречи и обсуждения с сотрудниками фонда. Иначе люди вовлекались в проект, контекст которого был понятен лишь автору. Приносим свои извинения Никите, что вовремя не вернулись к этому разговору, а также участникам любительских коллективов, что не сообщили и не аргументировали решение отказаться от фильма.

Нам важно отметить, что стратегия фонда по взаимодействию с сообществами заключается в том, чтобы сотрудники институции напрямую участвовали в этом процессе, чтобы он не представлял собой очередной партиципаторный проект, созданный художником в отдалении. Мы желаем на практике выяснить, как диалог с сообществами может повлиять на программу, мышление институции в целом.

Влад Чиженков. Окно главного здания МГУ, 2019. Из личного архива автора, образ съёмочной локации. К невыпущенному кинофильму Никиты Спиридонова.

Влад Чиженков. Окно главного здания МГУ, 2019. Из личного архива автора, образ съёмочной локации. К невыпущенному кинофильму Никиты Спиридонова.

Нам кажется бессмысленным отрицать «проектную логику», лежащую в основе деятельности любой институции. Зазор между тем, как проживает событие любитель и профессионал, встраивающий это событие в рамки проекта, неизбежен. Да, мы вынуждены соблюдать формальности, и небрежное игнорирование их считаем неправильным. Договор предполагал создание исследовательского фильма (а впоследствии серии интервью) с передачей заказчику исключительного права. И всё же мы хотели бы пойти навстречу Никите и найти приемлемое для всех решение. В настоящий момент юристы фонда готовят соглашение о передаче прав художнику, за исключением материалов, снятых в офисе фонда.

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.