Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.
#Открытия

Открытия недели: 9 – 15 февраля

374        2       

В очередном выпуске: коллективный проект феминистских мастерских, живопись Александра Погоржельского, Юлии Поповой и Сони Ступеньковой, новый фетишизм на СТАРТЕ, а также две выставки в Перми. 

16.02.15    ТЕКСТ: 

В очередном выпуске «Открытий недели»: коллективный проект феминистских мастерских имени Люси Липпард, живопись Александра Погоржельского, Юлии Поповой и Сони Ступеньковой, новый фетишизм и заговоры на СТАРТЕ, а также две выставки в Перми – молодые художники с пермскими корнями в Музее советского наива и исследование современной ландшафтной оптики в PERMM

«А как же любовь?», Выставочный зал Библиотеки им. В.В. Маяковского, Санкт-Петербург, до 25 февраля

Выставка «А как же любовь?» явилась результатом работы феминистских мастерских имени Люси Липпард. Мастерские были организованы по принципу феминистских групп роста самосознания и горизонтальной кураторской практики: отбор проектов для выставки происходил коллективно, решения принимались консенсусно, ассамблеей участников. На момент сбора проектов ни один из них не был завершен и дорабатывался совместными усилиями всех участников во время сессионного блока. В течение недели 22 проекта, предложенные участницами/ками, были выстроены в противоречивый диалог, происходящий в голове у вымышленного персонажа – девушки Саши, обозначая различные ситуации. Название выставки – «А как же любовь?» – приглашает к диалогу между людьми, исповедующими различные взгляды на вопросы совместного быта, гендера, отношений. – Марина Мараева

В выставке приняли участие: Alena Petite, daria, Анастасия Вепрева, Анна Терешкина, Арт-группа {родина}, Екатерина Шелганова и Маша Ру, Елена Костылева, Ксения Сонная, Лита Полякова, Марина Винник, Микаэла, Наталья Краевская, Ольга Шаповалова, Перформанс-дуэт «Мохнатая подмога», Полина Заславская, Саша Качко, Сюзанна Ориордан, Таня Сушенкова.

Александр Погоржельский «Место силы», ММОМА на Гоголевском, 10, до 9 марта

Погоржельский обладает редким качеством постоянства в выборе средств – с живописью (и только с ней) он работает аж с 1999 года. На его холстах все это время преимущественно мутная повседневность – такая, какой ее выхватывает сознание в первые секунды: фрагментарная, не обладающая ни малейшей четкостью. В этом проекте художник воспроизводит свои впечатления от туристических поездок по памяти. И здесь интересно, как живопись будто делает шаг назад и снова обращается к памяти – художник делает рисунок, а не моментальное фото на телефон, и воспроизводит свою память, а не готовый снимок, тем самым снова обращаясь к вопросу восприятия – как отпечатывается в нас место и время без вспомогательных технических средств. Грань между фигуративностью и абстрактностью в этом слепке обнаруживается как очень подвижная – особенно, в серии с современной ландшафтной скульптурой, которая сама чаще тяготеет к абстракции, подстраивая под себя окружающий ландшафт. Чего не скажешь о работах на выставке: их размытость и деликатная сдерженность требует воздуха для вдумчивого разглядывания, чему совсем не способствует насыщенная развеска под низкими потолками. – О. Д.

Александр Образумов, «7753191», СТАРТ, ЦСИ «Винзавод», до 12 марта

Если Новое Время было поступательным развенчанием мифа, то современность окутывается новым очарованием фетиша в финансиализированной и оцифрованной прошивке. Александр Образумов сращивает овеществленный объект 1980-х (апроприированные апроприаторы Хаим Штейнбах, Джефф Кунс, нео-гео и симуляционизм) и культистские ритуалы православной церкви, славянского язычества, эзотерические обряды низшего среднего и бедного классов в музеологической презентации объектов. В застекленных стендах  предметные ребусы а-ля сюрреалистский обже труве или антропологический взор, на стенах – размноженный узор банковского конверта и копии кредитных объявлений, составленные бижутерными блестками и индексами обмена валют. Смотреть выставку предлагают под невыносимую инкантацию загадочного числа «7753191», раздающуюся из динамиков видеомонитора, на котором крутят кэмповый розовый ролик о магии денег. В критический момент схлопывания потребительского роста, приведенного в движение ростовщичеством корпоративным и народно-эзотерическим, выставка Образумова иллюстративно предъявляет продукты овеществления и товарного фетишизма. – Егор Софронов

«Обещание пейзажа», PERMM, Пермь, до 31 марта

Как ясно из названия, выставочный проект – это визуальное исследование давно ставшего традиционным жанра, но от этого далеко не забытого современными художниками, который на выставке набралось полсотни. Экспозиция разделена на три тематических блока: Точка/карта, дистанция/дорога, панорама/вид. Они также акцентированы цветом, а точнее – российским триколором: белый, синий и красный, соответственно. На первом этаже собраны работы, объединенные первым впечатлением, брошенным взглядом проезжающего мимо путешественника. Второй этаж – про движение и длительность пространства. А третий включает в себя произведения, построенные на более длительном наблюдении, осмысленном смотрении.

Реанимация и переосмысление набившего оскомину жанра и одновременно поиск российской идентичности через репрезентацию необъятного ландшафта страны – основные задачи, которые поставили перед собой кураторы выставки Наиля Аллахвердиева и Арсений Сергеев в ходе своего музейного исследования. Пейзаж – давняя традиция, а проект позволяет говорить о ее продолжении и развитии, остылая к работам передвижников, которых, конечно, не хватает в экспозиции для полного понимания того, насколько расширился горизонт пейзажа и насколько изменилась форма его подачи. В целом само пространство Музея вгоняет зрителя в сложные клаустрофобические отношения с геометрией залов, где работы должны быть окнами в окружающий мир. Произведений, к слову, очень много, и они не ограничиваются каким-либо медиумом – на выставке есть и живопись, и фотографии, и инсталляции, и видео, и объекты, и документации перформансов. Но главный конфликт выставки заключается в том, что пейзаж как реалистичный по своей сути жанр пытаются решить концептуально. – Лизавета Матвеева

«Вероятность», Музей советского наива, Пермь, до 14 марта

Первая выставка двухчастного проекта «Вероятность», который курирует команда петербургской галереи «Люда». Четыре художника, Илья Гришаев, Сергей Денисов, Дмитрий Жуков и Ася Маракулина, возвращаются на родину, в Пермь, чтобы выявить объединяющий их вектор и наметить вероятностные различия. Художественная репатриация позволяет говорить о формировании новой пермской идентичности, основанной на близости пластических средств и не только. Серебристость, прозрачность, робость – выставка выстроена как лабиринт, наполненный мерцанием образов и смыслов. Пермская действительность, во многом суровая и неприветливая, неожиданно стала естественной средой формирования футуристических чудес – в Пермском крае родился и долгое время жил Василий Каменский. Фриковатый поэт и авиатор со своими железобетонными поэмами внезапно оказался близок пермским художникам, работы которых во многом строятся на автоматическом письме, но не текстуальном, а визуальном. Все четверо тяготеют к рисунку, размышляя над его бытованием сегодня и тем самым расширяя его границы. – Л. М. 

«План такой», галерея «Точка зрения», до 28 февраля

Две молодые художницы, работающие преимущественно с абстракцией, Юлия Попова и Соня Ступенькова устроили эксперимент. Сойдясь на том, что их методы в чем-то схожи, они принесли в маленькую и не слишком известную галерею «Точка зрения» свои работы, развесили их и, руководствуясь нехитрым кураторским приемом рифмы, решили дополнить другими, новыми, созданными прямо на месте и в течение нескольких дней. В итоге получилось задорное высказывание о молодости и легкости, а еще о том, как похожи и одновременно различны самые молодые, еще не институализированные художники. Хотя, конечно, похожи они не только друг на друга, но и на многих других, кто также пытается вдохнуть новую жизнь в абстракцию и не видит свой творческий путь вне традиции живописи, цвета и формы: Света Шуваева, Александр Погоржельский, Кирилл Макаров, Александр Зайцев и другие. К слову, многих из их показывал на площадке СТАРТ художник и куратор Владимир Логутов– Е. И. 

Фотографии: Маша Гельман, Ольга Данилкина, Елена Ищенко, Лизавета Матвеева

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.