Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.
#Открытия

Открытия недели: 23 – 29 марта

427        1       

Дебют Зинаиды Исуповой и номинанты Инновации в Москве, Александр Белов, пермские художники и объединение Север-7 в Петербурге, а также архивная выставка группы Незаметное ЛеГоГо в Воронеже.

30.03.15    ТЕКСТ: 

Среди открытий прошедшей недели: дебют Зинаиды Исуповой и номинанты Инновации в Москве, Александр Белов, пермские художники и объединение «Север-7» в Петербурге, а также архивная выставка группы «Незаметное ЛеГоГо» в Воронеже.

Зинаида Исупова «Занесенные», площадка «СТАРТ» ЦСИ «Винзавод», до 23 апреля

Разработанная Исуповой техника использует пластический каркас для метафорического накладывания гипса на травму политического насилия, так же, как это делала в 1990-х Дорис Сальседо. Она также замедляет и охлаждают отстраненной терапией вирусное заражение образами из манипулятивных медиа, отсекая из них фрагменты – впечатавшиеся в сетчатку пятна реального – для медитативного копирования и созерцания. Выписанные на пластине фрагменты, вручную воплощенные цифровые реди-мейды и ловушки для взора, Исупова вкрепляет в сырой гипс сродни тому, как исторические живописцы писали фрески.  Егор Софронов

Полную рецензию на выставку читайте скоро на нашем сайте

«Вероятность», галерея «Люда», Санкт-Петербург, до 14 апреля 

В «Люде» состоялось открытие второй части проекта «Вероятность». Как и в Музее советского наива в Перми, в выставке участвуют четыре художника родом из Перми: Сергей Денисов, Дмитрий Жуков, Илья Гришаев и Ася Маракулина, но в Петербурге они представили другие работы. Каждый художник занял свой угол в пространстве галереи. Сергей Денисов так и назвал свою инсталляцию «Уголок». Рельеф, рисунки-коллажи на пластике и оргстекле, аквариум с плавающей живностью – чудаковатые глазастые существа то ли из древних анатомических атласов, то ли из эоценовой эпохи. Дмитрий Жуков в работах «W A R» и «Пир» использует образ насекомых: три видео, где саранча копошится в маленьких комнатках и городках и мы слышим их запутанные мысли, и графика, в которой происходит война тараканов в с тапочками. Илья Гришаев сделал роспись на стене и представил свою графику. Художник ведет особенный отсчет в рисунках, близких по философии к практике автоматического письма. Ася Маракулина показала два видео и две серии графики, объединенные общим названием «Координация». Движение по трем траекториям: горизонталь, вертикаль и движение в глубину – объект артистического исследования в работах художницы.

Кураторы, работая над проектом, почувствовали пластическую общность этих художников: серебристость, прозрачность их работ, «рисовальческую» природу. Первая часть проекта была поводом взглянуть на их произведения в пространстве пермского «климата» и понять, влияет ли он на творчество. Выставка в «Люде» – одновременно, демонстрация, утверждение и наглядное доказательство открытого ими явления. – Лизавета Матвеева

Выставка номинантов конкурса Инновация, ГЦСИ, до 3 мая

Выставка номинантов главной государственной премии в области современного искусства всегда удручает: вроде бы лучшие проекты года, а вынуждены ютится в крошечном помещении ГЦСИ. На нынешней выставке это чувство то и дело грозит перерасти в клаустрофобию, а сама экспозиция напоминает декорации похмельного утра. В одном из выстроенных закутков следы монументального проекта Лаборатории городской фауны «Зелень внешняя», рядом – видеорассказ о сайт-специфик проекте «Сигнал» в заброшенном конструктором бюро в Петербурге и запись спектакля Вики Бегальской и Александра Вилкина «Пояс Афродиты», напортив – медиаопера «Смерть Тарелкина» про зомбиленд и Сноудена и Unfinished Film Жени Гранильщикова про поколение, которое вот-вот станет очередным потерянным. Где-то в конце зала, справа – опавшие блестки «Припева» Иры Кориной, а с другой стороны – бегающие в безвыходном неоновом пространстве подопытные мыши группы «Куда бегут собаки». Посередине этих сорняков, поблекшей мишуры, затасканных костюмов проституток, информационного мусора и разрушенных надежд возвышается арка Хаима Сокола, памятник утопическому восстанию мигрантов и несуществующей реальности, в которой в каморках из обломков досок смотрят фильмы Кончаловского. Вся эта конструкция становится чудовищно правдоподобной метафорой всего художественного процесса, который вот-вот надломится и полетит к чертям: новое здание ГЦСИ не построят, специалистов уволят. Вчерашнее веселье (и большая выставка в ЦУМе) обернулось похмельем, но, как говорит корреспондент в программе «Невремя» Антонины Баевер, Дмитрия Венкова и Валентина Дьяконова, только в таком состоянии и можно заниматься современным искусством. Выбивается только фильм «Исключенные» группы «Что делать», снятый вместе с учениками ШВИЧД: на фоне общей избыточности изобразительных средств, он выглядит еще более вдумчивым и рациональным высказыванием. – Е. И.

Александр Белов, «Язык без костей», ART re.FLEX Gallery, Санкт-Петербург, до 22 апреля

Проект в ART re.FLEX – это не столько выставка работ одного художника, сколько событие, в котором участвуют друзья и союзники Александра Белова. На первом этаже галереи представлены два массивных деревянных щита, на которых скомпонованы куски клеенок, отчасти покрашенных, отчасти характерно поблескивающих. Куратор выставки Станислав Савицкий в своем тексте обещает, что эти композиции будут перекомпонованы, изменены. Цокольный этаж галереи отвечает за графику. Здесь развешено множество блокнотных листов с абстрактными рисунками, в которых иногда возникают фигуративные элементы, обрывки фраз. Тут же в открытом ящике сложено еще несколько альбомов с подобными рисунками, и это подтверждает мысль о том, что в процессе выставки художник будет менять их местами, снимать одни и вешать другие.

Вообще выставка производит впечатление незаконченности, недосказанности, как будто ее не успели смонтировать: в зале стоит стремянка, внизу составлены ящики, пакеты, холст лежит на выступе словно его еще не повесили, – и какой-то живости, энергичности.

Интересно, что Белов кочует по разным пространствам. В «Четверти» он занимал чердак, на котором в компании других художников устраивались полузакрытые события. С чердака Александр перебрался в гараж, где в течение лета 2014 года просуществовала Bobby Gallery – маргинальная pop-up институция, одна из немногих, которая перебила претенциозный настрой основных проектов Манифесты 10. Сейчас выставка Белова проходит в подвале. Любопытно, куда художник переместится дальше. – Л. М.

«В отсутствие художника», База «Север-7», Санкт-Петербург, до 2 апреля

В течение трех дней, 26, 27 и 28 марта, в исследовательской базе коллектива «Север-7» происходило наполнение и последующая трансформация тела выставки. Каждый из трех дней посвящен одному медиуму: в первый – это были объекты и тексты, во второй – видео, в третий – перформанс. Выставка – последнее событие группы в пространстве в Никольском переулке. Небольшой зал был разделен на восемь крохотных ячеек фанерными листами. Каждую из этих ячеек, комнаток, заполнял один художник-участник группы. Например, ячейка Александра Цикаришвили была засыпана землей, запачкана сажей, завешана фотографиями, где художник работает с землей как материалом, с ее свойствами, ее образом, на скамьях – большие куски спрессованной земли – характерный для автора материал. В третий вечер художник устроил шаманический акт – рисовал на полу посохом с помощью земли и сажи один и тот же символ, похожий на знак бесконечности.

«Вечный boy» Петр Дьяков выступил против скуки и организовал в своей кабинке вечный праздник, демонстрируя свои коллекции, трофеи и шутки. В третий вечер Петр вместе со своей дочкой устроил перформанс, для которого вновь примерил на себя костюм мимикрирующей действительности, сделанный из фольги.

Олег Хмелев, человек, который лежал в самодельном костюме медведя во дворе на Петроградской стороне в рамках фестиваля Арт-Проспект и перформанса «Семь самураев», в своей комнатке сымитировал выезд на природу с плюшевым шашлыком и, отсылая к Лакану, задался вопросом, как все-таки смотрят на нас плюшевый мишка, украшающий клумбу возле подъезда в спальном районе, и одноразовый мангал, брошенный после завершившегося выезда на природу.

Илья Гришаев, будучи внутри коллектива, в эти три дня рассказал историю про «Север-7». Проект «Вы» (аудио-инсталляция, объекты и перформанс) так или иначе отсылает к остальным участникам выставки. На третий вечер, например, Илья буквально три с половиной часа протанцевал под чужую дудку: каждый из художников прислал по одному названию песни. Получился коллективный плейлист, под который танцевал Гришаев, снимая себя на камеру и тут же транслируя на телевизор. Отзеркаливание происходящего, Другие в Другом, коллективное сознание – все вместе метафорически составило общее тело группы «Север-7».

Важно отметить, что выставка – это кураторский дебют, дипломный проект выпускника Смольного факультета свободных искусств и наук Сергея Гуленкина. – Л. М.

«Незаметное ЛеГоГо», архивная выставка, КЦ «Кампанелла» / галерея «Х.Л.А.М.», Воронеж, до середины апреля

Архивная выставка, посвящённая проектам воронежской арт-группы «Незаметное ЛеГоГо», 21 марта открылась на три часа в строящемся культурном центре «Кампанелла», а с 1 апреля повторится в расширенном формате в галерее «Х.Л.А.М.». Арт-группа воронежских художников Егора Астапченко и Евгения Игуменова просуществовала с 2007 по 2009 годы. Участники арт-группы создавали короткометражные фильмы («личные впечатления с сильным влиянием Хармса и абсурдистов»), проводили художественные акции в пустующих городских пространствах (можно посмотреть, например, на то, как художники расставляли разноцветные квадраты на Северном мосту или на заброшенном пляже красили в оранжевый цвет квадраты в сопровождении фольклорной музыки) и другие эксперименты в области современного искусства. Фотографии и видеодокументация этих акций открывают зрителям паблик-арт как неизвестную широкому кругу страничку воронежского искусства нулевых, которое сегодня ассоциируется в первую очередь с деятельностью ВЦСИ и резидентами галереи «Х.Л.А.М.». По словам организаторов выставки, эта ретроспектива еще и хороший пример для молодых художников – история о том, что «не надо пять лет ходить за галеристом, можно собирать зрителей и делать выставки самим – на пляже, на мосту или в гараже». – Софья Успенская

Фотографии: Михаил Григорьев, Ольга Данилкина, Евгений Ярцев, ART re.FLEX, ncca.ru, Север-7

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.