Рубрика «Открытия недели» возвращается после длинных, трехнедельных каникул – вместе с работниками галерей, музеев и независимых площадок. В новом выпуске: работы Димы Филиппова на действующем заводе, техно-перформанс в кураторской мастерской «Треугольник», спектакль по Льюису Кэроллу от Север-7 и Глеба Ершова, продолжение мигрантского цикла Ольги Житлиной и Анны Терешкиной, новые проекты Виктора Алимпиева, Петра Белого, Вадима Лурье, Дмитрия Окружнова и Марии Шаровой.
Выпускники МГАХИ имени Сурикова и «Свободных мастерских» при ММОМА, Мария Шарова и Дмитрий Окружнов выступают в программе «Молодые львы» сразу на двух площадках: в коридоре ММОМА на Гоголевском бульваре и двух этажах галереи «Триумф», активно помогающей молодежи и музеям. Куратор Мастерских – Дарья Камышникова называет выставку на Гоголевском «тотальной живописной инсталляцией»: длинный проход с несколькими аппендиксами действительно завешан складчатой баннерной тканью, расписанной акрилом, и подсвечен небольшими лампами сверху. Холсты на первом этаже «Триумфа» и вовсе забраны в аквариумы из оргстекла. Выглядит все очень странно и мусорно, видимо, организаторы решили, что «вышедшая из себя» живопись нуждается в дополнительном оформлении и переиначивании, чтобы считаться современным искусством, что живопись непременно должна стать объектом в галерее и инсталляцией в музее. Это тем более обидно, что живопись у Окружнова-Шаровой неплохая и заслуживала бы экспозиции чистой и беспримесной. Серьезная, драматургическая, «дигитальная» (пиксели здесь среднего размера: где-то между кубизмом и пуантилизмом), и с воздухом – много на ней белого пространства. Но не такого надуманного, как у позднего Ильи Кабакова – Шарля Розенталя, а страшного вакуумного, много пустого места умершего экрана. В этом вакууме плывут образы нашей повседневности: олени, мишки, зайцы, пантеры, жирафы, шарики, костры… Плывут кучи мусора, мусорные контейнеры, шины во льдах, горящие городские свалки, народные демонстрации, районные драки, мусорщики в желтых комбинезонах. Все взрывается вокруг и горит, а главные герои повернуты к зрителю спиной: девушка в синем платье и шлепанцах смотрит на далекий взрыв, мужчина в сером пиджаке стоит перед открытыми дверями серого лифта. Созерцают. – Анна Быкова
В экспозиции, уже показанной в воронежском ЦСИ, представлена графика Анной Терешкиной и работы Ольги Житлиной, созданные в соавторстве с Алехандро Рамиресом, Андреем Якимовым, Давидом Тер-Оганьяном, Йоном Иригойеном и другими авторами в период с 2010 по 2015 годы. Серьезная тема трудовых мигрантов, исследованием которой Ольга Житлина занимается на протяжении нескольких лет, получила легкое, остроумное воплощение благодаря использованию фигуры Ходжи Насреддина, «трикстера и наивного мудреца», который помогает вновь прибывающим «чужакам» освоиться в незнакомой и часто враждебной среде. Центральный проект, вокруг которого группируются другие работы выставки, — осуществленный в рамках Манифесты «Конкурс анекдота Ходжи Насреддина». Неожиданным поворотом прежней темы стало сопоставление и сближение труда мигранта и творческого работника. Как известно, и тот, и другой представляют новый опасный класс – прекариат. На одном из мониторов – причудливое существо «креакл», исполняющее неведомое музыкальное произведение в лодке, плывущей по водной глади на фоне индустриального пейзажа, в это же время поэт Дмитрий Голынко читает текст, показывающий сложные связи и процессы, объединяющие людей таких далеких на первый взгляд категорий, как творческие работники и рабочие физического труда. – Марина Русских
Дима Филиппов продолжает реализовывать проекты из своей записной книжки. Композиции из ломанных карандашных линий обрели объем – и оказались многометровыми скульптурами из металлических прутьев. Сваренные из найденных на заводе материалов, они в действующий завод и вписались – прямо в огромный цех среди поставленного на паузу выходных производственного процесса. Рисующие графику прямо в пространстве взгляда, эти металлические произведения прошивают также двор и две небольшие комнаты заводв. Привычнее было бы смотреть их на фоне белых стен. Здесь же, чтобы обнаружить эти конструкции, приходится активно вглядываться в перенасыщенный жизнью окружающий фон – металлические заготовки разных форм и размеров, столы, станки, фактурные стены, покрытые многолетней пылью, записи, личные вещи. Этот фон мешает найти сами скульптуры, в то же время именно поиск этих скульптур заставляет увидеть фон – не так давно снова оживший завод, на котором сейчас варят детали для нового стадиона «Динамо». Каждый второй объект в этом пространстве можно легко принять за произведение искусства, вспомнив канонические образцы модернистской скульптуры, а также заподозрив художника в изящной подтасовке положения физических вещей. В конце основного зала можно прочитать выдуманный диалог – не то снова самого художника и его отца, какой был на выставке в галерее «Электрозавод», то ли его же – с коллективным субъектом тех самых мифических «сломленных героев», помещенных в название. В стремлении дать высказаться пространству, художник вроде бы хочет устранить сам себя, лишь задав точки взгляда, однако фактически происходит едва ли не обратное. – О.Д.
Вадим Ф. Лурье является очень важной фигурой Петербургской сцены, объединяющей множество атомизированных художественных кружков практикой документации значимых событий. Его выставка также посвящена конструированию сообщества, но в этот раз на сверхинклюзивных основаниях: преодолевая границы вида и внутривидовой солидарности, художник предлагает увидеть город как пространство встречи таких социальных животных, как человек и собака. На выставке представлены документальные фотографии, фиксирующие различные способы значимого присутствия собаки в человеческом социуме. Эта простая, казалось бы, задача — наблюдение за положением собаки в среде, вызывает большое внутреннее сопротивление. Сознание зрителя постоянно норовит совершить прыжок в знакомое — в сентиментальные реакции умиления и сострадания. Но выставка ставит перед ним куда более сложную задачу и обнажает главное слабое место нашей заточенной на логику цивилизации: не существует логических ответов на этические вопросы. Попав на выставку, эту аксиому антрозоологии становится сложно игнорировать. – Марина Мараева
Первый перформарманс из цикла, придуманного группой художников «Веселая карусель», участники которой (Антонина Баевер, Вася Жаркой, Борис Кашапов, Алина Клейтман, Игорь Самолет, Олег Устинов, Дмитрий Федоров) в лучших традициях авангарда утверждают необходимость «очистки» тела современного искусства от «гниющего креста» застарелых травм и проблем. И хотя этот призыв провокационно намекает об «искусстве ради искусства», сам перформанс говорит, скорее, о беспомощности современного искусства и невозможности действия в его контексте. Художники тащат за собой груз рейва и радикального акционизма 90-х: под звуки техно и транса и мигающий в такт стробоскоп им ставят капельницу. Нарратив перформанса подчинен нарративу стеклянной банки с надписью «ГЛЮКОЗА»: когда их содержимое закончится, иголки вытащат, и согнув руку, художники уйдут, стробоскоп погаснет, музыка стихнет, пространство «Треугольника» покроется ровным красноватым светом. Но в этом спектакле, ужасно, между прочим, красивом (чего-то только стоит покачивание ноги переодетого Димы Федорова или татуировка Тони Баевер BAROCCO прямо над иглой капельницы), чувствуется не столько вызов собственной беспомощности, сколько декадентское упоение ею. – Е. И.
Первая и долгожданная персональная выставка Виктора Алимпиева в Петербурге представляет его новое видео «Невинная», показанное в сопровождении репетиционных записей одной из актрис, задействованных в работе. Само видео продолжает алимпиевскую «медиаскульптурную» линию последнего десятилетия с характерным использованием повторов, аскетичной хореографией, вокализом, продолжающим дыхание, тонкой телесной напряженностью, вниманием к опыту проживания действия. Именно развертывание опыта исполнителя, рукой которого записаны сценарий, партитура, схемы хореографии, «либретто» в трех его изводах (по-русски, в переводе на английский и в латинской транскрипции), набросанные ассоциации, отсылки, ключи, создает своего рода автокомментарий произведения к себе самому и конституирует выставку как произведение второго уровня, со своим собственным названием – «Чертов язык». При этом отношения «объект – его описание» сменяются отношениями множества равноправных знаковых систем: от мягких (музыка, движение, телесные реакции), до жестких (партитура, схемы), а магическая формула естественного языка зависает посередине, непроницаемая, словно black box Тони Смита, и, подобно ему же, своим произнесением (читай: присутствием) воплощающая молчание, отсутствие: «Ona nie skajiet. Iö nie budiet». – Анастасия Каркачева
Перформанс «Охота на Снарка», подготовленный галеристом и искусствоведом Глебом Ершовым, прошел в рамках Ночи музеев, что уже становится для него традицией. В этот раз спектакль основывался на одноименном произведении Льюиса Кэрролла, и его постановкой занимался коллектив Север-7. Действо получилось мрачноватым и страшным: гробы на колесиках, жутковатые персонажи (кто без головы, кто плюется кровью), загадочная черная гора, пожирающая одного из главных героев, минимум цвета и света – то, что критики и историки расценивали как охоту за счастьем, трансформировалось в безумную мистерию с огненными спецэффектами и закольцованным концом, напугавшую не только детей, но и взрослых. Восемь воплей в сопровождении музыки Владимира Раннева, по словам режиссера-постановщика, на самом деле про любовь: любовь между героями, любовь к процессу, к искусству, к безумию, к поискам, к жизни. В этом году спектакль получился менее отрепетированный, но более живой, спонтанный. Каждый персонаж существовал в рамках собственной системы координат и совершал свой микро-перформанс, из совокупности которых в итоге сложилось общее тревожное действие охоты за никому неизвестным и неведомым существом по имени Снарк. – Лизавета Матвеева
Три инсталляции Петра Белого, «Если представить, что…», «Рождение нового» и «Дух крученых», реконструируют некое подобие спиритического сеанса, где художник вызывает дух авангардиста в месте еще неостывшей силы и памяти. Круглый стол, минимальное количество источников света, намеренное использование лишь черного и белого цветов – и мы оказываемся в центре мистического действия. Покосившаяся кровать со спящим на подушке шаром – сон условного формалиста. Над его постелью – белый квадрат – апогей супрематической мысли. Герой инсталляции спит, как спал в этом доме Михаил Матюшин меньше века назад. А пока он спит, пильные диски закручиваются, дрожат, звенят – это завинчиваются зубья футуристических размышлений и скрипят шестеренки разрастающейся истории искусств.
На выставке «Зубья» сознание становится бесконечным белым пространством, а падающие в нем тени авангарда столь велики, что за ними не так просто увидеть свет актуального дня. Петр Белый практикует открытый Матюшиным метод ЗОРВЕДа (зрение – ведание) во времени и пространстве, призывая взглянуть дальше и глубже осязаемой перспективы. Загадка, которую разыграл в музее художник, имеет несколько решений, но неизвестно, какие из них правильные, а какие – нет. Кругом происходит путаница – свет мешается с тенью, предмет оказывается иллюзией, плоскость испаряется, черное превращается в белое. Это выставка-фантасмагория, где вибрирует переполненная мистической энергией мысль автора. – Л. М.
Фотографии: Анна Быкова, Ольга Данилкина, Елена Ищенко, Анастасия Каркачева, Марина Мараева, Марина Русских, Север-7, Петр Белый
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.
[…] Группа художников «Веселая карусель» очищает искусство с помощью глюкозы. […]
[…] пространства – 5-го завода металлоконструкций («Сломленные герои»). В июне отправляешься вместе с Колей Онищенко и Ильей […]
[…] […]
[…] […]