Валерий Кошляков — «Место жительства»

294        0        FB 0      VK 0
25.01.11    ТЕКСТ: 

Мы приступаем к серии статей о произведениях как предметах. То есть, такое простое, «конкретное» искусствоведение. Разговор будет идти не о тенденциях в искусстве, здесь не будет стилистического анализа и пространных рассуждений об образности произведений… Только конкретные ответы (художника-автора прежде всего) на два ос-новных вопроса, которые, как правило, интересуют зрителя в первую очередь: ЧТО ИЗОБРАЖЕНО (хотя искусство давно уже перестало быть изобразительным) и КАК ЭТО СДЕЛАНО?

Эпизод первый.
Валерий Кошляков. Инсталляция «Место жительства». Год создания – 1997. Первая версия инсталляции хранится в Государственной Третьяковской Галерее.

Об авторе: Родился в 1962 году в г.Сальске. С 1979 по 1985 учился в Ростовском художест-венном училище имени М.Б.Грекова (прервал обучение для службы в погранвойсках, в Грузии), где познакомился с Авдеем Тер-Оганьяном,. С 1985 по 1986 работал директором народной картинной галереи в станице Пухляковской, «читал на фермах лекции о том, как видеть и понимать живопись, ездил в Москву за картинами для галереи». В 1986–1989 годах работал художником в Ростовском театре музыкальной комедии.

«Вместе с Тер-Оганьяном собрали картины и переехали в Москву, как только нашли пустой дом». Пустой дом был пятиэтажным конструктивистским зданием на Котельнической на-бережной, ожидающим сноса. Из окон верхнего этажа, где обитали художники, открывался прекрасный вид на реку, набережные, высотки, кремль…
После Котельнической оказался в Трехпрудном переулке, «смотрителем» в квартире, где временами проживали музыканты «Гражданской обороны». «А когда ребят (А.Тер-Оганьяна, П.Аксенова, И.Китупа и др.) погнали с Ордынки, я вписал их на Трехпрудный» (где в 1991–1993 действовала Галерея на Трехпрудном).
Затем Кошляков переместился на Бауманскую, где собственно и было создано произведение «Место жительства». В настоящее время художник живет и работает в Париже.

Одной из главных особенностей творчества художника является настойчивое обращение к нетра-диционным, «нехудожественным» материалам. В качестве основы используются любые поверхности – от брандмауэров домов до упаковочных коробок, а наносяся изображения на эти поверхности спре-ем, скотчем, темперой и т.д. В его работах практически отсутствует масляная краска, поскольку автор избегает всяческого глянца (темпера или акрил, столь любимые автором, дают матовую по-верхность). Так как одной из главных тем творчества Кошлякова являются прекрасные руины разных эпох (носители ЧИСТОЙ КРАСОТЫ, освобожденные от какой-либо функциональности), то и мате-риалы он нередко выбирает «скоропостижно» умирающие. 

1

«Место жительства» - одно из немногих произведений, в котором «носителем» изображения является ткань.
Инсталляция состоит из двадцати белых простыней с нанесенным на них рисунками — пейзажами, натюрмортами, фрагментами интерьеров, архитектурными мотивами. Изображения не очень чет-кие, читаются как проступающие местами серые пятна.

2

3

Фрагменты рисунков на простынных полотнах. Ткань, соус, тушь, белила, акварель (размер полотна в среднем 1,5х2 м.)

Простыни укрепляются на бельевые веревки деревянными прищепками, диагональными рядами сво-бодно размещаются в экспозиционном зале. Между рядами на стенах – фотопортреты актрис Рос-товского театра.

4

Фрагменты инсталляции – увеличенные фотографии из архива художника. Фотобумага, черно-белая фо-топечать (на планшетах, 60х45 см. каждый)

Валерий Кошляков:
Идея была … грязного белья. Название «Место жительства». Ко-гда Андрей Ерофеев решил показать инсталляцию в Женеве, столкнулись с тем, что «место жительство» невозможно перевести, и тогда появилось «Субботний вечер». В субботу вечером у женщин раньше была стирка. То есть, идея такого белья, белых простыней, на которых что-то проступает. Я предлагал эти простыни еще раз пости-рать, чтобы рисунок был виден еле-еле…

На Западе не знают белых простыней. Этот необъяснимо. Это дико национальное…

Куратор выставки (Андрей Ерофеев) столкнулся в Женеве с определенными трудностями. Еще в ХVII веке, на улицах города было запрещено сушить белье, поэтому первоначальный вариант экспониро-вания – на открытом воздухе — после вмешательства муниципальных служащих был заменен тради-ционным размещением в экспозиционном зале.

clip_image002

Для рисунков использован соус, в отдельных местах тушь и акварель. 
Соус можно считать одним из видов пастели. Он производится из тех же материалов, которые входят в состав черных пастельных карандашей: као-лина, мела и прессованной газовой сажи. Может использоваться как в сухо, так и жидком виде.

Жидкий соус и нужен был потому, что он дает не совсем однородный красочный слой (чем, скажем, тушь).
Кроме того, простынное полотно это же не холст грунтованный или бумага, здесь крас-ка ведет себя анархически. Для рисунков на простынях использованы зарисовки с нату-ры, которых было множество. Я когда-то рисовал все высотки, делал этюды…

Портреты – провинциальные звезды. Это моя коллекция, архив, который появился у меня во время работы в театре (сейчас театр уже не существует). Эти артисты – очень важный для меня момент. Первый раз я их начал расписывать еще в Ростовском театре, как Уорхол (хотя тогда еще не знал его работ), я их украшал.

5

Фрагменты работ из серии «Украшение красивого» (1987–1988 гг.). Фотобумага на оргалите, черно-белая печать, смешанная техника.

Театр был мощный! Дурацкий, старинный, ужас! С теми декорациями ростовскими, древними, бутафорскими. Все это было провинциально… Прекрасно!
Это было ДРУГОЕ!

Позже в Оберхаузене, в Людвиг Музее я показал инсталляцию «Исчезнувший театр». Эти артисты у меня были четырехметровые в огромном черном зале, а в центре стоял разбитый театр, тоже огромный – я сделал его из картона, пенопласта…

А в «Месте жительства», имея большой архив, я использовал «чистые» портреты арти-стов. Как они показывали себя вне ролей…

Инсталляция Валерия Кошлякова о РУССКОМ, точнее – о «национальном чувстве прекрасного», ут-верждающемся в российских пространствах крайне неравномерно. Это могут быть и затерявшиеся в бесконечных снежных степях следы усердной, но безнадежной эстетизации, и КРАСОТА в концентри-рованных версиях. 

Текст: Наталья Сидорова

Добавить комментарий

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.