Обзор выставки Сьюзан Хиллер, в Тейт (Лондон) открывшейся 1.02.2011

280        0        FB 0      VK 0
04.02.11    ТЕКСТ: 

Имя Сьюзан Хиллер нередко можно встретить в учебниках по современному искусству, но, тем не менее, оно остается неизвестным для многих. Объяснить это можно, во-первых тем, что она женщина. В кругу концептуалистов, который в большинстве своем составили мужчины, одержимые идеей превосходства замысла над произведением и мыслью над чувством, ей делать было нечего. Все ее творчество – исследование не рационального, а иррационального, а точнее, коллективного бессознательного. Ее работы своего рода феминизированный концептуализм, или даже так: антропологический. Другая причина неизвестности Хиллер состоит в том, что из Америки, где искусство тогда было в своем расцвете, она уехала в Великобританию. Но даже здесь она всегда оставалась в тени мужчин вроде Виктора Берджина или группы ”Art&Language”.
Ретроспектива Сьюзан Хиллерв Тейт-Британ- это очередная попытка пересмотреть творчество женщины, которая была незаслуженно обойдена вниманием.Эту большую выставку открывает живопись. Как и многие художники, сознательно отказавшиеся от традиционного искусства, свой отказ она выразила в виде художественного жеста или даже ритуала. Часть своих картин она сожгла, а пепел поместила в стеклянные колбы. Вспомнить Ив Кляйна тут вполне уместно: помимо этой работы на выставке представлено несколько непосредственных посвящений ему, а также Дюшану и Бротарсу. Другие полотна она превратила в объекты, нарезав холсты квадратами и соединив их между собой. Получилась в некотором роде искусствоведческая игра: живопись на холсте приобрела характеристику “объектности” (objecthood). Некоторые холсты подверглись еще более суровому испытанию: саму материю холста она расчленила на отдельные структурные единицы, то есть нити. В результате получились эстетические работы в лучших традициях пост-минимализма (Ева Хесс) или Арте-Повера.

В своей лекции, которую я посетил в рамках ярмарки “Фриз” в октябре,Сьюзан Хиллер говорила о том, что она одержима явлением, когда одна и та же идея одновременно зарождается в сознании людей, не знающих о существовании друг друга. Самая ее известная работа “Посвящается неизвестным художникам”(1972–1976)наглядно рассказывает как раз-таки об этом. Для своего проекта Хиллер собрала несколько сотен старинных открыток, запечатлевших бушующее море, обрушивающееся на побережье. Собранный материал она выставила в виде музейной витрины
(на этот раз непрямая отсылка к Бротарсу). Работа заставляет задуматься, например,над тем, почему люди, живущие на побережьях, так любят фотографировать волны, разбивающиеся о берег? И почему у подобного рода открыток находится столько покупателей? Ответ на них,возможно, кроется в коллективном страхе британцев, чье географическое расположение заставляет их чувствовать себя легко уязвимыми. В контексте последних климатических изменений эта работа становится еще более актуальной.

История искусства, где есть художник, который что-то придумал первым и все остальные, последовавшие за ним, по мнению художницы, пишется историками и рынком. В этом случае особенно интересна ее другая работа “10 месяцев”(1978–1979), представляющая собой фотографии живота художницы, сделанные на разных стадиях беременности. По иронии, ее работа появилась в том же году, что и нашумевший проект Мери Келли (Post-partumproject).Но в отличие от американской феминистки, ее работа вовсе не является псевдонаучной документацией физиологических процессов, это некая поэтическая документация, где фотографии живота напоминают изображения различных лунных фаз. К тому же, вместо больничных отчетов к ним прилагаются достаточно отстранённые рассуждения художницы вроде: “время больше не преграда, но средство, чтобы сделать действительным потенциальное” (на десятом месяце).

На выставке были представлены чуть ли не все работы Хиллер, что делает ее более чем исчерпывающей. Ретроспектива в Тейте получилась вполне убедительной: художница действительно заслуживает большего внимания. Место Хиллер в истории искусства в контексте ее же собственных работ заставляет задуматься о том, кто на самом деле пишет историю и насколько радикально она может быть переписана. Надо также сказать, что ее архивы, инсталляции, проекции, объекты и инвайроменты интересны, как и искусствоведам, так и широкой публике, что соответствует политике,выбранной Тейтом. И слово “интересны”, кажется,наиболее верным, потому что они не развлекают, а вызывают в зрителе именно интерес: к художнице, к искусству, к его истории, к обществу и к самому себе.

Tate Britain 1 February – 15 May 2011
Фотографии с сайта www.susanhiller.org
Обзор выставки подготовил: Андрей Шенталь (Лондон)

Добавить комментарий

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.