Интервью с Лизой Фетисовой, директором галереи RussianTeaRoom в Париже

357        0        FB 0      VK 0
03.03.11    ТЕКСТ: 

Ю. Г : Лиза, расскажи вкратце про свой жизненный путь во Франции, откуда взялась идея создания галереи и как вообще все начиналось?

Л. Ф.: Во Францию я приехала десять лет назад как студентка и обучалась по специальности международный менеджмент в области культуры. Мне всегда было интересно работать с Россией. Я начала с индустрии моды, пыталась продвинуть русских дизайнеров. К сожалению, в этой области нужны большие средства… постепенно я переключилась на работу с русскими фотографами. Не имея практически никаких связей в этой области, я сама нашла контакт с несколькими интересными мне авторами и выступала как их агент во Франции. Так как у меня не было своего пространства, я предлагала выставлять фотографов разным парижским галереям. Одними из первых авторов, с которыми я начала работать, были Олег Доу и Сергей Максимишин, а первая устроенная мною выставка Максимишина прошла в галерее Albert Benamou в Париже. Также мне удалось реализовать несколько проектов, например, для недели русского кино у Пьера Кардена. Постепенно пришло понимание того, что нужно открывать свою галерею, причем в то время я очень приблизительно представляла, что такое галерея и как она функционирует… Друзья помогли найти помещение на Монмартре, где галерея и находится до сих пор, начиная с 2007 года…

Ю. Г.: Во вторник в твоей галерее открылась выставка Олега Доу, по всем отзывам это один из самых удачно «продающихся » русских молодых художников в Европе. А что тебя интересует в первую очередь: «творчески интересный художник » или « тот, который продается » ? И, как следствие, вопрос: что «продается » во Франции?

Л. Ф.: Все авторы, с которыми я работаю, мне интересны, но естественно я должна чувствовать, что смогу их продать. Коммерческий автор — понятие растяжимое и субъективное. Важно понимать, что может быть и так: то, что продаю я, не сможет больше продать никто другой и наоборот, то, что успешно продается у других, у меня совсем и не будет… Вообще, я сначала смотрю на сами фотографии, а потом уже интересуюсь, кто их автор. Так что зачастую я вижу интересные работы и не знаю, кто автор, но уже знаю, что смогу их показать. Однако я не связываюсь с автором тут же, даю своим впечатлениям отлежатся некоторое время. Если через неделю я вспомню об увиденном, значит, эти работы действительно чего-то стоят. Таким образом я открыла Олега Доу, когда я начинала с ним работать он был еще неизвестен. Сейчас часто слово « модный » употребляют в негативном смысле. Я с этим не согласна. Пример Доу показывает, что можно быть модным и одновременно интересным автором. Да, эстетика, в которой он работает, и не только он, сейчас в моде, но это не значит, что она лишена глубины. Его работы не так просты и требуют наличия определенной визуальной культуры.

Ю. Г. : У меня есть чувство, что русское искусство до сих пор ассоциируется в Европе с Соц Артом исключительно. По крайней мере, все ретроспективы последнего времени это доказывают ( Maison Rouge, Louvre). Многие галереи, Blue Square например, до сих пор специализируются на этих клише. Как ты к этому относишься, ведь выставляемые тобой художники наоборот далеки от подобных стереотипов?

Л. Ф.: Когда я начинала, то, мне хотелось быть отличной от других и показывать то, что не показывает никто. Еще я поняла, что если покупают искусство, то не ради того, что оно русское. Покупают за качество самих произведений. Хотя конечно, есть редкие коллекционеры и ценители именно русских художников…

Ю. Г.: В последнее время ты начала сотрудничать не только с русскими художниками. Значит ли это, что ты хочешь изменить профиль галереи или будешь продолжать специализироваться на русском искусстве?

Л. Ф.: Да, я перестраиваюсь на международный контекст. Для выставки «Объект желания » (Objet du désir), куратором котрой выступил директор Fotografisk Center из Копенгагена Lars Schwander, я выставила бок об бок работы испанского фотографа Alberto Garcia Alix, американца Jeffrey Silverthorne, японца Araki, француза Antoine d’Agatha, датчанина Jacob Aue Sobol и русских авторов – Николая Бахарева, Евгения Мохорева и Марго Овчаренко. Сейчас я в процессе обсуждения сотрудничество с одним молодым литовским фотографом; недавно мы договорились и с Jacob Aue Sobol, членом Магнума, о его персональной выставке.

Ю. Г.: Тогда как же быть с названием «Russiantearoom»?

Л. Ф.: Ну это название стало уже чем-то вроде марки, я его использую в сокращенном варианте RTR. Иностранных художников это не волнует. Тем более русская специфика, безусловно, останется. Сейчас я не ищу новых русских художников для своей галереи, но держу руку на пульсе происходящего в России.

Ю. Г.: Каковы твои личные амбиции, видишь ли ты свое будущее как галерист? Недавно ты курировала выставку, посвященную истории русской фотографии в парижской галерее Orel Art. Есть ли у тебя другие кураторские проекты, вне рамок RTR? Или планы открыть галерею в других странах кроме Франции (Галерея Orel Art, например, существует также в Англии) ? 

Л. Ф.: У меня более легкая схема: я работаю с другими галереями в разных странах: Flatland в Голландии, Tom Chstoffersen в Дании, Art Espace 22 в Бельгии. И я прилагаю очень много усилий, чтобы мои авторы и просто интересные мне художники были выставлены в других странах. Если вижу объявление о конкурсе или о проекте –обязательно отправляю заявку. Так сказать, гордо несу знамя русской фотографии! Постепенно люди сами начинают меня находить, все больше и больше поступает предложений выступить в роле эксперта по русским художникам. Так, недавно ко мне обратился куратор из португальского города Braga с просьбой найти русских художников для его проектов. Прекраснач резиденция Fabrica (Benetton) также обратилась ко мне с просьбой подыскать им русских…Как сказал литовский фотограф Антанас Суткус : «Берлинская стена упала в политическом смысле, но не в художественном». Русское искусство остается таким необходимым, экзотическим и политкорректным элементом для европейских выставок.
Да, я хочу быть галерестом, похоже, что это единственная профессия, которой я могу заниматься. На настоящий момент я окончательно решила специализироваться только на фотографии. В последнее время мне все больше интересны новые технологии, мне кажется, что за ними будущее. Я хочу продолжать выставлять, как и классическую нецифровую фотографию, так и более экспериментальные вещи. Мои амбиции просты : стать известной парижской фотографической галереей и расширить поле деятельности, ведь галерея это не только выставочный зал, но и место встречи, исследований…Сейчас как раз ищу новое большое помещение.

Автор интервью : Гарбузова Юлия

Сайт: RussianTeaRoom

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.