Калверт 22

138        0        FB 0      VK 0
05.04.11    ТЕКСТ: 
Внешне «Калверт 22» не отличишь от других галерей в восточном Лондоне. Выглядит она очень скромно, почти непримечательно. Само ее название – по адресу расположения – типично для Ист-Энда. Если не читать пресс-релизы, то и в голову не придет, что эта галерея специализируется на восточно-европейском, и в первую очередь русском искусстве. И это не может не радовать, так как цель галереи не столько продвижение художников, сколько установление диалога между искусством России и Запада. Лучший путь для этого – правильная галерея в правильном месте. Однако «Калверту» удается не только «налаживание связей» между художниками из разных стран, но и продвижение этих художников: две недели назад «Тейт-Модерн» включил в свою коллекцию серию фотографий Ольги Чернышевой. Это важное для русского искусства событие вряд ли бы произошло без помощи «Калверта», где год назад состоялась ретроспектива художницы и где, по слухам, побывал куратор главного британского музея современного искусства. Радуют также и стратегические принципы этой галереи, например, приглашать западных кураторов для работы с русскими авторами. Наиболее интересным вышел проект известного британского видео-художника Айзека Джелиена и писателя Марка Нэша «Пере-придумывая октябрь», исследовавший «социальное, политическое и творческое наследие СССР» и привлекший особое внимание зарубежной прессы. Последняя выставка в какой-то степени стала исключением, ее курировал британец Дэвид Торп вместе с Иосифом Бакштейном.Выставка называется «Практики повседневной жизни», что отсылает к одноимённой книге Мишеля де Серто. Все молодые художники, представленные в «Калверт 22», в некоторой степени занимаются подобными практиками. Они рассуждают о молодости, творчестве, эротике, чтении, пространстве квартиры и студии, — словом, обо всем, что и составляет их повседневность. Но какую-то более определённую тему или проблематику выставки искать не стоит. Согласно кураторам, замысел заключается в том, чтобы просто представить на суд лондонской публики молодых художников, которые либо учились в ИПСИ, либо выставлялись на «Старте», двух институциях, которые в какой-то мере образовали дуополию по производству и продвижению талантов в России.Если темы и вправду нет, то само размещение работ все-таки следует определенному кураторскому замыслу. Выставка открывается ассамбляжем Ольги Божко, сделанным из предметов, купленных в «Икее», которые художница раскрасила под березу. Западный стереотип «а ля рус» превращается не то в скульптуру Ласло Мохой-Надя, не то в деревянный конструктор, который легко переконструировать или вовсе разобрать на отдельные функциональные части. Между гигантским шерстяным чулком, который также сделан Ольгой Божко, и живописными работами Юлии Ивашкиной находится броская работа Тани Ахметгалиевой – что-то среднее между фигуративной живописью и вышивкой. Далее, после воображаемых интерьеров Ивашкиной, располагается уже вполне реальный интерьер Ани Титовой. Но конструирование, означенное в начале выставки, оборачивается не созданием чего-то конкретного, а абстрактным производством пространства, которое будто бы находится в постоянном процессе формирования-расформирования. Экспозиция первого этажа заканчивается самой большой работой – уже не только реальным, но и вполне обжитым и нарочито уютным интерьером Арсения Жиляева. Напротив телевизора, где показывается «ковровая эротика» в действии, стоит кресло, в которое, к сожалению, работники галереи не разрешают садиться.

В подвальном помещении разместились объекты из книг, сделанные Сергеем Огурцовым,
по словам Бакштейна, одним из самых начитанных молодых русских художников. В темноте напротив полки с книгами, написанными известными художниками прошлого (Лисицкий, Малевич и другие), показывают видео Александра Дитмарова, где молодые русские художники (Махачева, Доронина и другие) читают свои любимые цитаты, видимо, из этих самых книг. По соседству – двойная проекция самой Таус Махачевой. Человек в костюме из овечьей шкуры, пытается слиться со стадом овец. В контексте выставки и галереи в целом, эту работа можно прочесть, как попытку художника одной культуры интегрироваться в другую. Однако решать, удачна или неудачна эта попытка, автор предоставляет самому зрителю. И наконец, последнее видео, снятое тоже Дитмаровым: игра в бильярд изрядно побитыми шарами сменяется съёмками людей на фуникулере, где горизонтальное хаотичное движение сменяется размеренным вертикальным.

Несмотря на то, что выставка ни на что не претендует, она все же оставляет много вопросов, как технических, так и кураторских. Например, у многих художников есть работы намного более интересные, нежели отобранные для выставки. Также не совсем ясно, как, например, будет прочитана работа Ольги Божко, которая находится прямо у входа – как критика или же как спекуляция стереотипами? Но в целом выставка весьма интересна и в первую очередь благодаря самим художникам, которые делают работы созвучные мировому искусству. К примеру, можно сопоставить Сергея Огурцова и Аню Титову с британцами Джоном Лэтэмом и ранним Рашидом Араином. А Ольгу Божко и Таню Ахметгалиеву – с Розмари Трокель и Гадой Амер. Хочется надеяться, что молодых русских художников после сотрудничества с «Калверт» — а для многих это было первой выставкой в Великобритании — ждет в скором времени успех не меньший, чем их старшей коллеги Ольги Чернышевой.

Материал подготовил Андрей Шенталь

Добавить комментарий

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.