Терзания по поводу.

137        0        FB 0      VK 0
06.05.11    ТЕКСТ: 

В загородной резиденции «Гридчинхолл» появилось новое имя: Юлия Косульникова. Студентка Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. Штиглица, или проще «Мухи», сейчас готовится к выпускным экзаменам, но несмотря на юный возраст – ей всего 23 – это уже ее вторая персональная выставка. Первая прошла «в таком далеком» 2009 году в питерской галерее D-137, обе курировал Артемий Троицкий. Два года назад художница потрясла всех своей страстью к мифологизированным высказываниям. Она исследовала женское начало через визуальные метаморфозы телесного: ее обнаженные героини то превращались в неких химер с коровьими и оленьими головами, то на их тела накладывалась сетка из «венозных» синих полос. В новом проекте в Гридчинхолле продолжается развитие этой темы, на этот раз название заранее будоражило кровь: «Терзание Варвары» (мученичество раннехристианской святой, подвергшейся пыткам за свою твердую и непоколебимую веру).
Согласно легенде, тайная христианка Варвара жила в Египте в начале IV века и была единственной дочерью богатого язычника Диоскора. Красота ее пробуждала страсть у всех египетских аристократов, но девушка предпочла отдать свое прекрасное тело на растерзание варварам и умереть за веру, нежели стать женой язычника. По легенде, в яростном порыве отец собственноручно отрубил дочери голову. По всей видимости, на юную и, надо заметить, красивую художницу эта история произвела сильное впечатление, и она, любительница средневекового ужаса, по-своему интерпретирует эту легенду. Но вот что удивляет: во всех работах нет и тени физических страданий – никакого натурализма.
Проект состоит из 12-ти крупноформатных картин, свободно расставленных в просторном зале – будто вы пришли не на выставку, а заглянули прямо в мастерскую. Все работы без названий, но благодаря живописной пластике образов им не нужны дополнительные аннотации. Несмотря на откровенно садомазохистскую тематику со сценами сомнительного изощренного удовольствия, картины заставляют собой любоваться. Они привлекательны эстетически: яркие акриловые краски (золотые, пронзительно-голубые, малиново-лиловые), красивые силуэтные женские формы во вполне поп-артовском ключе нивелируют весь пафос переживания страдания.

При желании некоторые изображения можно перевести в принты, растиражировать, сделать трендом. При чем же здесь проблема мученичества, откуда она взялась? Ответ на этот вопрос могут подсказать многочисленные «орудия пыток», разложенные на полу под холстами.
Сегодняшняя художница как будто через призму многих столетий пытается отреагировать на первопричину угнетения женского начала. И когда она приступает к визуальному воплощению своего переживания, то образы получаются абстрактными, аморфными, безликими – словно это некогда увиденные во сне и вновь пробужденные воспоминания из глубин подсознания. На крупноформатных картинах изобилуют пышные женские формы в неестественных вывернутых ракурсах. «Как это могла нарисовать женщина?». Юлия только хитро улыбается в ответ. Да, ее героини не похожи на целомудренных мучениц, хранящих свое девство. Скорее эти «сладострастные» образы и есть визуальная квинтэссенция мужского желания обладания женщиной. Художница будто на интуитивном уровне угадала истинную причину женских страданий – «так не доставайся же ты никому» – и решила указать на нее в игровой художественной форме. Среди 12-ти работ выделяется одна: мужское животное демоническое начало, гипертрофированный образ зла. Его тело покрыто черепами – а может это безвинно загубленные души?
Любопытно, что подобная тематика в последнее время интересует многих. Недавно прошла персональная выставка Юлии Заставы в галерее Paperworks под названием «Папа раздевается». Там тоже не было откровенных сцен насилия, анималистические акварельные герои и животные Заставы опасны не более чем некие абстрактные символы зла в культуре романтизма. Интерес молодых художниц к проблемам физического страдания, жертвенного насилия, женского угнетения налицо, но все же по каким-то причинам, они решаются в отстраненно-игровой форме, как бы бессознательно.

Материал подготовила Мария Калашникова

Добавить комментарий

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.