ПРОВМЫЗА. Перманентный поиск выхода.

206        0        FB 0      VK 0
15.05.11    ТЕКСТ: 

В фильме «Вдохновение» природные механизмы как будто сами начинают диктовать правила игры, уводя и зрителя и участников в область чувственно-ассоциативного, «догуманизированного», потаенного. Работа над фильмом для Мызниковой и Проворова начиналась именно с выбора места. Сначала авторы придумали сюжет: герои фильма должны найти некую сущность – чудовище, живущее на самом дне опасной реки. После они занялись поисками наиболее благодатной почвы для художественного воплощения. На поиски заброшенного места в нижегородской области ушел целый месяц. Река Керженец приглянулась своей почти притчевой историей: здесь часто пропадали без вести люди, многие исчезали навсегда в недрах бурной реки. Во время съемок было немало нервных потрясений, так как вся съемочная группа чувствовала себя первопроходцами или «сталкерами». Непредсказуемое течение могло меняться каждые десять минут, периодически образуя сильные воронки, засасывая туда ничем не защищенные лодки со статистами.
Начиная с первых секунд фильма, камера медленно скользит по обезжизненному ландшафту берега реки (действие происходит ранней весной), периодически фиксируя нужные моменты: тяжелое нависающее небо, раскореженные, поваленные ураганом деревья, жизнь мутной темной субстанции воды. Затем в кадре появляются столь же безликие фигуры людей – все в черном – силуэты или бледные тени человеческой сущности. Их колышущиеся на ветру волосы задают ритм мерному движению лодки, а неестественные застылые позы лишь подчеркивают их отчужденность от мира земного. Скрытые лица усугубляют атмосферу потустороннего: мрака и тайны, безнадежности и обреченности. Они будут испытывать на себе силы природы, частью которой, по сути, являются сами: бесполые, андрогинные, самопогруженные и безразличные ко всему живому.
Как и в фильме «Отчаяние» в кадре часто появляются ветхозаветные природные образы: куст, мощное древо прямо в середине пустынного пейзажа – но это не буквальное цитаты, а лишь визуальные символы вечного. И если в «Отчаяние» группа обезличенных фигур с усилием пытается пройти через куст, то во «Вдохновении» они пытаются слиться с выкорчеванными корнями огромного дерева – их черные силуэты едва различимы в кадре. В обоих видеофильмах главным героям предстоит проделать некий путь. В одной из сцен темные фигуры идут друг за другом, держась за веревку, в пустынном пространстве не-бытия, что вызывает визуальную ассоциацию с картиной Питера Брейгеля «Притча о слепых», только эти герои вряд ли упадут в яму – их прошлые пороки остались за кадром. Скорее эти существа совершают переправу, выходят из пространства инфернального подобно главному герою фильма «Мертвец» Джима Джармуша. Стилистика очень похожая: монохромность, ритуальное скольжение в лодке «по реке забвения», сильное музыкальное сопровождение. Фрагментированный архетип брожения, скитания очень прочно укрепился в творчестве нижегородского дуэта.

Недосказанность движения лишь подчеркивает важность процесса поиска, в котором пребывают герои. Останавливаться нельзя: даже в бессмысленном на первый взгляд действии есть некое продолжение формы жизни, продолжение поиска выхода. И вместе с тем, в этом же движении раскрывается тщетность любого человеческого усилия: в медитативном ритуализированном развеивании праха (или песка) в воздухе над водой, в перманентном вытаскивании за веревку огромного булыжника из мутных недр воды лишь для того, чтобы закинуть его обратно с крутого берега. Бесполезное усилие, сизифов труд. С точки зрения обыденного сознания подобное коллективное действие без причинно-следственных связей абсурдно. Однако именно через него раскрывается тема потери идентичности, одиночества, анахромизма человеческого бытия. В пластике этих обезличенных согбенных темных фигур в лодке заключен некий код, подтверждающий их единство с природой, включенности в бесконечный процесс созерцания. Так, через преодоление физической конечности, телесного несовершенства они достигают особого психологического состояния, которому вместе с ними подвергается и зритель, испытывающий настоящее экзистенциальное переживание.
Художникам удается достичь сильного психологического воздействия малыми усилиями. Обычно видео они снимают на полупрофессиональную камеру, изображение часто расфокусировано, главное в их работах – медитативное ритмичное движение, медленное скольжение от одной детали к другой и звуковые контрасты: от полной тишины, до внезапно накатывающего музыкального шума. Последние кадры фильма «Вдохновение» акцентируют внимание на железном экскаваторе, медленно врезающемся в плоть омертвелой земли. Затем эта железная масса поднимается вверх и медленно уводит рассыпающийся из своего цепкого захвата песок в иное пространство на фоне распахнутого ослепительно-светлого неба.
Группа «Провмыза» всегда расставляет правильные акценты, а эффект последнего кадра особенно важен для них, поэтому пылью рассыпающийся песок на фоне неба так легко рифмуется с капающей водой с постели умирающей девушки в последнем кадре фильма «Капель», поскольку оба эти кадра раскрывает саму суть, давно вошедших в европейский контекст, фильмов нижегородского дуэта.

Материал подготовила Мария Калашникова

Добавить комментарий

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.