Выставка Эскизов

232        0        FB 0      VK 0
27.05.11    ТЕКСТ: 

С 12 по 24 мая в галерее на Вспольном проходит выставка «Неформат». Экспозиция состоит главным образом из эскизов и набросков. Мысль организаторов – разграничить работы художников по линии формат/неформат – кажется произвольной и несколько странной, о чем говорят и сами художники. Тот же вывод можно сделать, взглянув на большое собрание набросков Егора Кошелева в первом зале галерее. Его эскизы наполнены собственной жизнью и могут успешно соперничать с предположительно «форматными» работами – например, с теми, которые можно было увидеть на его недавней персональной выставке, хотя, казалось бы, никакого нового Кошелева здесь не увидеть: те же стилизации под граффити-шрифты, людские фигуры и лица, напоминающие советскую книжную иллюстрацию. Скорее стоит говорить об общем потоке художественной активности, но разнообразие, скрывающееся за такой формулировкой, оказывается невидимым и как бы несуществующим в глазах галеристов. Однако переводить частный случай подхода к искусству в концепцию выставки представляется не совсем уместным. Есть прекрасный пример художника, значительную часть наследия которого составляют наброски и чертежи, – Леонардо да Винчи. Вряд ли можно назвать «неформатом» эти его работы (например, раз, два, три), и не из-за преклонения перед авторитетом, а из-за их вполне осязаемой качественной ценности. Возможно, самое парадоксальное и занятное в эскизах – это как раз их законченность и самостоятельность. Кажущаяся хрупкость и миниатюрность придает им удивительное очарование. Хаотичность, несколько мотивов, наслаивающихся друг на друга на одном листе, – все это признаки жизни. Значительная часть этого богатства так никогда и не переводится в живопись, скульптуры, инсталляции и т.д. Как говорит участница выставки Таисия Короткова, многое у нее так и остается в набросках, непосредственно «на выставке есть целый лист нереализованных эскизов». И это не единственный случай.

Участники выставки «Неформат» Таисия Короткова и Илья Романов ответили на вопросы Aroundart:

Таисия Короткова:

В: Наброски и эскизы для вас это исключительно вспомогательные материалы или нечто большее?
ТК: Это важнейшая составляющая картины, ее основа, ее квинтэссенция, готовая к развитию, которая зачастую бывает лучше самой картины.

В: А чем для вас интересна живопись?
ТК: Универсальностью.

В: Вы отмечали, что в соцреализме, который вам не близок, но с которым вас часто связывают, вас интересует изображение лабораторной жизни. В чем привлекательность этой темы?
ТК: В фактурах и поверхностях, от живописания которых я получаю удовольствие, и если на уровне идеи все серьезно, то на уровне исполнения хочется развлечься.

В: Общее настроение ваших работ иногда определяют как «индастриал». Вам близки технократические взгляды?
ТК: Не знаю что это за взгляды. В музыке стилю индастриал симпатизирую, а техно вообще люблю.

В: Вероятно, используя слово «индастриал», Павел Отдельнов, автор этого вольного определения, имел в виду поэтизацию промышленных пространств, машин в работах с выставки «Реальное искусство». В вашей серии «Воспроизводство», за которую вы получили премию Кандинского, рождение детей представлено как «высокотехнологичный процесс». Подобное видение связано с тем, что вы оказались в такого рода медицинском учреждении, или просто завораживает техническая сторона процесса?
ТК: Когда я была в роддоме, там было очень красиво. Хотя я не исключаю, что это впечатление могло быть спровоцировано общим наркозом.

В: В пресс-релизе выставки «Неформат» была предложена следующая схема: есть готовые работы (живопись, скульптура, инсталляция и т.д.), а есть эскизы и наброски, которые названы условно «неформатом». Возможно ли говорить о формате по отношению к искусству? Плодотворен ли, на ваш взгляд, такой подход?
ТК: Я не очень понимаю, что такое формат/неформат, и как его определяют. Мне кажется, это что-то из жаргона российских радиостанций. В искусстве это разделение мне представляется неоправданным, так как зачастую многие художники-живописцы для меня наиболее интересны именно тем, что я могу видеть и эскизы и готовые произведения, то есть пытаться представить всю полноту творческого процесса. Пример: Александр Иванов, Карл Брюллов, Исаак Левитан.

Илья Романов:

В: «Эскиз орнамента» наиболее обособлен на выставке. С одной стороны, конечно, все представленные работы это эскизы, наброски и вспомогательные материалы, но, с другой стороны, все они связаны с чем-то внешним помещению галереи. Ваша работа скорее напрямую обращается к странным интерьерным решениям в галерее на Вспольном: получается, в одном из залов, которые сделаны в разных стилях, вы разместили своего рода медитацию на тему интерьерной рассогласованности. Как вы думаете?
ИР: «Эскиз рельефа», как и все мои работы, связан с пространством, в котором находится. Это принцип. Там все действительно завязано с окном, напольной лампой, интерьером. Это дзен. Мне там угол понравился. Это действительно эскиз – маленькая «репетиция» более крупного интерьерного проекта. С другой стороны – этот рельеф из клиньев для подрамников – самодостаточная вещь – он приживается в совершенно разных помещениях.

В: Насколько вообще вас занимает тема встраиваемости произведения в пространство или помещение?
ИР: Меня занимает тема контакта и диалога с пространством. Есть работы, например, у Серры и Смитсона, где пространство и есть произведение. Мне нравятся вещи, обыгрывающие пространство вокруг, мне нравятся и произведения, игнорирующие пространство, мне нравятся работы, которые подчиняют или разрушают пространство, главное, чтобы было выразительно и образно.

В: Работа, показанная на выставке «Неформат», достаточно лаконична. «Поверхность» и серия «Готический супрематизм» также обходились минимумом средств. Но при этом у вас есть работы, скажем так, многословные. Минимализм для вас это просто находка в удачном месте и удачное время или нечто принципиальное и более-менее постоянное, определяющее творчество?
ИР: Минимализм для меня не стиль, а принцип – это как недостижимый идеал. Я стремлюсь к чистоте приема, и мои «многословные работы» – не мои сильные работы… Кроме того, я стремлюсь к пластичности и удобству транспортировки работ. Мне нравится приехать с рюкзаком на монтаж выставки, в рюкзаке и работа и инструменты.

В: Чем вы руководствуетесь при выборе материалов?
ИР: Их выразительными возможностями.

В: Пользу или вред приносит искусству деление на формат/неформат?
ИР: Пользу искусству приносит искусство. Повредить искусству нельзя. Можно повредить отельным работам – чем угодно.

Материал подготовил Сергей Гуськов

Добавить комментарий

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.