В поисках шедевра

145        0        FB 0      VK 0
30.05.11    ТЕКСТ: 

До 10 июня «Открытая галерея» предлагает посетить новую выставку с многообещающим названием «В поисках шедевра». Заглянувшему посетителю почти с порога предлагают принять участие в голосовании: кинуть в урну с именем художника белый или черный листок бумаги. В Древней Греции так вершили суд, только тайное голосование проводилось черно-белыми камнями. В «Открытой галерее» суда никакого, разумеется, не ожидается. Атмосфера здесь царит исключительно дружелюбная – если возникает желание положить всем авторам по «проходному» белому листку, проверять не станут. Однако перед сей процедурой следует ознакомиться не только с работами авторов, но и с аналитическим текстом: на одной из стен по соседству с работами Авдея Тер-Оганьяна и Андрея Кузькина почти в качестве экспоната висит небольшое исследование Валентина Дьяконова, касающееся проблематики «шедевральности» в истории искусства. Как пояснила хозяйка галереи Наталья Тамручи, рядом с такими сильными вещами невозможно было придумать ничего лучше текста молодого арт-критика. По сути, и текст и работы художников есть не что иное, как попытка ответить на вопрос, изменилось ли отношение к искусству в современном мире, в условиях когда «право на определение шедевра у музея оспаривает рынок».
На этот вопрос отвечает основоположник московского концептуализма Андрей Монастырский: в первом зале видео с его интервью. Он громко и безапелляционно заявляет, что этот термин вызывает в его душе «чувство глубочайшего омерзения»: шедевр есть общепринятая норма, а в современном искусстве нет понятия нормы. Сегодня искусство, скорее, нужно воспринимать как процесс или дискурс, для возникновения которого необходимо уметь пользоваться и манипулировать контекстами. Таков вердикт Монастырского. В триптихе других концептуалистов Игоря Макаревича и Елены Елагиной «Закрытая рыбная выставка» 1989 года вместо «вечных» образов использованы обыденные предметы быта (шумовки, грелки, аппликаторы), абсурдно соединенные в пространстве картины. Юрий Альберт, давно известный своим ироничным поиском собственного языка, встречает зрителей работой «Почему меня никто не любит»: красной строчкой пробегают различные мнения представителей художественного сообщества о персоне художника. Все ему что-то советуют: одни избавиться от штампов, другие избавиться от лени, художнику определенно чего-то не хватает – таков вердикт критиков. Но именно из подобных комментариев-отзывов-пожеланий, из этой «не-хватки» и складывается цельное концептуальное произведение Альберта.
Авдей Тер-Оганьян также пытается определить свое место в истории искусства, стать достойным преемником великих мастеров прошлого. С конца 1980-х он начал копировать работы признанных гениев: Матисса, Пикассо, Энгра и многих других, но не ради формального анализа приемов и не ради ироничного дайджеста, а для того, чтобы найти своего гения – то есть себя. Работа «Анри Матисс. Итальянка» 2002 года в несколько нарочито-небрежной манере исполнения лучшее тому подтверждение. Александру Бродскому не свойственны рефлексии подобного рода, его диптих скорее говорит о хрупкости и относительности критериев оценки подлинности искусства. Выполненные из картона и рыбьих пузырей объекты Бродского отсылают к искусству «бедному», но сакральному.
Не отстают от старших товарищей и представители молодого поколения. Андрей Кузькин со свойственной ему открытостью перед зрителем создает портрет своей матери в стиле крестьянок Малевича. Сквозь округло-овальные отверстия в черном фоне железного каркаса можно частично увидеть модель, рядом несколько детских фотографий художника в семейном кругу, припаянных к железному основанию. Если присесть на табуретку (тоже часть инсталляции), то расстояние позволит некоторое общение тет-а-тет с главной героиней. Получившуюся конструкцию так и хочется назвать «супрематизмом с человеческим лицом». Дуэт — Владимир Смоляр и Антон Батагов придумал оригинальный видео-проект «Трактат» – фрагмент бесконечного последнего текста на этой земле. Они перечисляют имена наиболее влиятельных фигур мировой культуры: философов, поэтов, писателей, режиссеров и многих других, условно говоря – от Заратустры до Беньямина. Текст представлен в виде некой математической задачи, где из одного имени следует другое при условии, что оба они не равны третьему, а последнее четвертому. Так строка из имен течет бесконечным потоком, лишь иногда разбавляясь необходимыми условиями неразрешимой «задачи». Молодая группа «МишМаш», вторя Бродскому, работает с сакральными архетипами, используя «бедные» средства. Их небольшая инсталляция из сухих листьев чая в виде крестово-купольного храма обречена на постепенное разрушение: при приближении зрителя «храм» обдувает сильной волной воздуха. Сами авторы вписали свою работу в редкий жанр «интерактивной руины», а тема руин давно исследована в истории искусства и она априори «шедевральна». Однако среди работ галереи выделить «шедевр» невозможно, и голосование вряд ли поможет – он определится сам по прошествии времени, да и списывать работы художников в «пыльные» анналы истории пока не стоит, лучше сходить на выставку и получить удовольствие от общения с «живым» искусством.

Материал подготовила Мария Калашникова

Добавить комментарий

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.