Аниш Капур в Гранд Пале

240        0        FB 0      VK 0
12.06.11    ТЕКСТ: 

Уже четвертый год фестиваль Монумента приглашает самых известных художников эпохи для создания монументального произведение современного искусства в Гранд Пале. Этот национальный выставочный павильон Франции был построен специально для Всемирной выставки 1900 года. С тех пор дворец служит площадкой для всевозможных культурных событий, ярмарок и экспозиций, например, для ярмарки FIAC. Своеобразная архитектура Гранд Пале, построенного в стиле Арт Нуво, кажется на первый взгляд не слишком приспособленной для показа современного искусства, традиционно выставляемого в White Cube . Но модная в последнее время тенденция внедрения современных форм творчества в исторический контекст удачно воплотилась в этом амбициозном проекте. Кристиан Болтански(Christian Boltanski), Ричард Сера(Richard Serra) и Анселм Кифер(Anselm Kiefer) были приглашенными художниками для предшествующих выставок

В этом году такой чести удостоился британский художник индийского происхождения Аниш Капур (Anish Kapoor). Капур уже знаком российской публике своим проектом Push-Pull II, представленным в рамках 3-й Московской биеннале. Известный своим пристрастием к масштабным инсталляциям и красному цвету, художник представил в Париже свое новое творение — инсталляцию « Левиафан »(Leviathan). Этот эпический арт-объект представляет собой абстрактную скульптурную форму, занявшую все внутреннее пространство павильона. Посетители могут также зайти внутрь объекта и прогуляться внутри.

Во время вернисажа я поговорила с Алин Элвер (Alin Elvert), одним из членов команды по работе с публикой в Гранд Пале.

Ю.Г.: Много ли времени занял монтаж ?

А. Э.: Стадия разработки проекта заняла около 6 месяцев. Аниш Капур очень требователен к деталям. Например, художник уделяет большое значение цвету и потратил много времени на поиски нужного оттенка красного. Сам монтаж занял несколько дней, а уже смонтированный объект, изготовленный из винилового ПВХ и наполненный воздухом, был « надут » всего за 2 часа, несмотря на свои внушающие размеры.

Ю.Г.: Чем необычен этот проект ?

А. Э.: В этом проекте Аниш Капур полностью пересмотрел идею скульптуры, у него она изменяется вместе с освещением. Интересно, что художнику удалось создать впечатление отсутствия структуры у объекта, который кажется дематериализованным. Согласно своей концепции, Капур старается полностью самоустранится как автор. Его скульптуры кажутся этакими живыми организмами, возникшими сами по себе и развивающимися в пространстве по своим собственным законам. Художник, увлеченный восточной философией, ставит в своих проектах вопросы о происхождении человека, о первородных силах вселенной, пытаясь вернуть зрителя к истокам собственной жизни.

Ю.Г.: Это подтверждает мое первое впечатление от посещения интерьера скульптуры : это чувство возвращения в утробу матери. Очень сильное переживание, возможно из-за красного цвета и звука постоянно подкачиваемого воздуха. Такое ощущение, что объект дышит…

А. Э.: На создание проекта Капура вдохновила статуэтка Venus of Willendorf. Сам художник говорит, что в своих произведениях он старается найти связь между бесконечностью вселенной и конечностью нашего физического тела. Красный цвет несет также большой символический смысл, это цвет жизни, крови, смерти…

Ю.Г.: Чем художник объясняет название « Левиафан »?

А. Э.: В центре идея животного архаичного начала, само слово отправляет нас к древней мифологии и христианскому символу ада. Это также название книги Томаса Хобса (Thomas Hobbes), где Левиафан олицетворяет подавляющее человека государство. Так что политический аспект также не чужд художнику.

Ю.Г.: Интересна игра интерьер-экстерьер : изначально мы входим внутрь павильона, но оказываемся снаружи скульптурного объекта, куда мы снова можем войти….

А. Э.: Да, такая вот матрешка…Причем Капур специально сделал скульптуру так, что мы не можем ее увидеть всю сразу, где бы мы не находились. Зритель вынужден сам мысленно сконструировать форму в своем сознании.

Ю.Г.: Помимо выставки предусмотрена также большая программа концертов, конференций и других мероприятий, которые должны пройти во внутреннем пространстве скульптуры. Это было заранее задумано художником?

А. Э.: Да, Капур предполагал подобное использование объекта, скульптура должна жить, но программа была составлена не им, а куратором выставки Жаном де Лоази (Jean de Loisy). Каждый четверг будет проходить мероприятие. Среди прочего: концерт перфоманс этнической музыки от Кейжи Хайно (Keiji Haino), перфоманс современного жонглера Винсена де Лавенер (Vincent de Lavenère), хореография от Мириам Гурфинк (Myriam Gourfink)…

Ю.Г.: Вы работаете с публикой : как люди воспринимают выставку?

А. Э.: Аниш Капур один из тех художников, для понимания творчества которых не нужно никаких специальных знаний в области искусства. Его произведения воздействуют на зрителя на физическом уровне. Остаться равнодушным просто невозможно. В принципе ничего не нужно объяснять, я предпочитаю оставлять людей наедине с произведением : каждый должен пережить свой собственный опыт… Атмосфера, созданная художником, настраивает на медитативный лад. Люди подолгу находятся внутри скульптуры, с трудом заставляя себя покинуть эту мини вселенную.

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.