CONTRA MATER

227        1        FB 0      VK 0
13.10.11    ТЕКСТ: 

Спецпроект IV-ой Московской биеннале «СONTRA MATER» в МГХПА им. Строганова удался во всех смыслах, но это именно тот случай, когда понимаешь, что все же лучше бы он удался не до конца. Выставка о конфликте академического образования и живого художественного процесса, в итоге, развилась во вполне реальный конфликт, а любой конфликт на бытовом, приземленном уровне — вещь крайне неприятная. Один из кураторов выставки Егор Кошелев в интервью, предшествовавшем выставке, сказал про отношение руководства Строгановки к выставкам современного искусства, которые в ней проводятся: «к чести нашего руководства, оно вполне лояльно настроено к такого рода инициативам. Хотя в коллективе есть достаточно жесткая оппозиция». Тогда он рассказал о реакции на прошлогодний проект, который делался в рамках молодежной биеннале «Стой! Кто идет?». Тогда все ограничилось ругательствами в книге отзывов и действиями, которые обещали вандализм в будущем. И вот теперь дело дошло до более серьезного противостояния. Через несколько дней после открытия, которое прошло спокойно, работы нескольких художников вынесли из экспозиционного зала без объяснения причин, а руководство, по всей видимости, приняло сторону «жесткой оппозиции». Сергей Владимирович Курасов, ректор МГХПА им. Строганова, отказался комментировать инцидент, сказав стандартное «не надо раздувать» и «не соответствует действительности».
Некоторые из участников и очевидцев конфликта прокомментировали и описали создавшуюся ситуацию для AroundArt.

Виктория Малкова, Полина Москвина, участники выставки (комментарий 7 октября):

Нашу совместную работу кураторы Егор Кошелев и Алексей Соколов утвердили к участию в выставке «СONTRA MATER» в мае 2011 года.
Работа была завезена и смонтирована за два дня до официального открытия выставки. Один полный день (пятница 30 сентября) она находилась в открытом для посещения зале, где продолжался монтаж экспозиции, и со слов Егора Кошелева, который присутствовал там постоянно, на нее часто обращали внимание и фотографировали. Мы сами лично видели ректора Академии и заместителя по учебной работе Академии и здоровались с ними. Они наблюдали за монтажом выставки и рассматривали нашу работу в том числе.
В субботу, 1 октября, состоялось торжественное открытие выставки. Открыли ее кураторы проекта, высший руководящий состав Академии и представители Министерства культуры России, под чьим патронажем проходит IV-ая Московская биеннале современного искусства.
В понедельник, 3 октября, нашу и еще несколько работ сняли с экспозиции анонимно и без объяснения причин. Некоторым профессорам (в частности зав. кафедрой живописи МГХПА им. Строганова Никитину В.А. и ректору СПГХПА им. Штиглица Талащук А.Ю.) она не понравилась, и координатора проекта Гаврилина Кирилла Николаевича вынудили ее убрать, угрожая закрытием всей выставки. И самое удивительное, что молодой и прогрессивный ректор академии Курасов Сергей Владимирович приказал вынести ее из зала.
В адрес нашей работы было высказано, что сделали ее полные неудачники, которые не имеют художественного образования, не умеют рисовать и вообще не должны выставляться и т.д., и т.п.
Вся биеннале, в принципе, не предполагает того, чтобы на ней была выставлена академическая живопись и академический рисунок. Она ориентирована на медиа-искусство и на искусство инсталляции и перформанса, а проект «СONTRA MATER» непосредственно о непростых отношениях между академическим образованием и живым художественным процессом. Ко всему прочему, мы имеем 5 художественных образований на двоих и вполне образованны, чтобы отличить одну тематическую выставку от другой и не пытаться выставлять инсталляцию там, где в тему кураторами заложено показать именно живопись.
В нашей работе не затронуты никакие провокационные темы, в ней нет политики или национальных вопросов, нет нецензурных образов, она абсолютно нейтральна и даже маленькие дети на открытии выставки считывали ее смысл и озвучивали его абсолютно четко, ясно и внятно.
И если люди, официально считающиеся профессионалами в области искусств, не могут и не хотят понять язык современного искусства, инсталляции и «ready-made», в частности, которым пользуются художники более 100 лет, и отказываются воспринимать его как таковой, то это их выбор.
Но это ни в коей мере не дает им права мешать работать другим художникам, лишать их возможности высказывания и вступать в диалог со зрителем, и совершенно нецивилизованным образом навязывать свое негативное суждение.

Ростан Тавасиев, участник выставки (комментарий 8 октября):

Во время торжественного открытия выставки много говорилось о классических традициях Строгановки. Я уверен, что снятие работы с выставки, без объяснения причин и открытого обсуждения к Строгановским традициям совершенно не относится. Если работа «плохая», оскорбляет эстетические или какие-нибудь другие чувства, тем более ее нужно обсудить, поговорить с куратором, автором — объяснить свою позицию. Необходим диалог. Диалог между поколениями, между разными взглядами на искусство. Собственно об этом и выставка. И судя по жесткой реакции на нее — выставка получилась действительно значимая.

Егор Кошелев, участник и куратор выставки (комментарий 8 октября):

Концепция выставки «СONTRA MATER» сложилась у нас давно, и сам проект готовился долго и тщательно. Нам не хотелось делать скандальное, сенсационное событие, привлекать внимание зрителя каким-то особым нахальством подачи, артистическим наскоком — напротив, мы подробно до занудства вводили в курс дела всех интересующихся, как внутри вуза, так и вне его. В том числе, я дал весьма пространное интервью блогу Aroundart, где излагал свое видение проблем, интерпретации которых должен был быть посвящен проект. Я, разумеется, совсем не мог ожидать развития ситуации по нынешнему сценарию. Мне, также, далеко не понятно многое из случившегося, не ясно представление нашего руководства о текущих событиях.
Это первый проект, в котором я участвую в качестве куратора, и наш коллектив — я и Алексей Соколов — работал, честно, с полной отдачей. Мы большое внимание с самого начала уделяли формальной стороне экспозиции — это было серьезной проблемой — все художники, участвовавшие в проекте, очень различны, и для выразительной организации пространства требовалось создать сложную систему смысловых и пластических доминант, которая, к тому же, должна была быть увязана со специфическим характером самого пространства — старое здание Строгановки построено в псевдоренессансном духе школы Жолтовского, и эту непростую среду нельзя было не учитывать. Выставка была спланирована на два этажа. Самым «нагруженным», как идейно, так и пластически, помещением планировалось сделать выставочный зал на втором этаже старого здания. Произведение, которое здесь должно было взять на себя роль главного смыслового узла — инсталляция из двух «столкнувшихся» колясок — одна детская, другая из супермаркета — Вики Малковой и Полины Москвиной. Мне очень нравится эта вещь… К тому же, работая с подобными произведениями, я сам имею возможность действовать как художник. Я попросил Вику зонировать пространство вокруг работы, и на следующий день она сделала это при помощи красно-белого сигнального скотча. Как-то Арсений Жиляев использовал такой в работе. А еще через день Саша Повзнер привез свою работу — представляете, цветную статую самого Жиляева! Мы скомпоновали их вместе, и родилось новое целое, возникли новые смыслы… Пространство, действительно, ожило — сформированная таким образом центральная зона собрала воедино полярных, будто бы, авторов — Ростана Тавасиева и Ивана Горшкова, Алексея Маркина и Ивана Плюща.
Во время монтажа к нам забредали парами некоторые представители наиболее консервативной части академии и особо громким шепотом оскорбительно отзывались о нашем творчестве — но это было даже забавно, учитывая то, что у многих участников «СONTRA MATER» большой выставочный опыт, и о себе они уже услышали все, что только можно. Как бы ни было, открытие прошло хорошо, мы слышали слова одобрения от представляющих самые разные фракции современного искусства людей. Количество посетителей оказалось беспрецедентным. Интересно, что сам ректор, Курасов Сергей Владимирович, был очень доволен выставкой, он даже специально подходил ко мне, благодарил, жал руку. Но наутро после открытия мне позвонил расстроенный координатор проекта, Кирилл Николаевич Гаврилин, и сообщил о внезапно возникшем намерении ректора демонтировать работу Вики и Полины. Я поначалу отказался верить, однако, судя по его тону, дело было серьезное. Странность в том, что работа совершенно невинная по меркам современного искусства. В ней решительно нет ничего оскорбительного, и я искренне не мог понять, что вызвало раздражение. Заставил недоумевать и факт принятия решения о демонтаже без нашего ведома — все же мы являемся кураторами проекта и право принимать решение о участиинеучастии того или иного художника комитетом биеннале передано нам. На следующий день мы с К.Н. Гаврилиным намеревались обсудить работу с ректором, но она уже была изъята из экспозиции до нашего прихода. Заодно почему-то изъяли и скульптуру Саши Повзнера, а через несколько дней и замечательную темперу Саши Бирюлина (содержащую неформатную лексику в софт-варианте) — вот она, видимо, оказалось слишком уж точно бьющей по комплексам некоторых академических деятелей, борющихся за чистоту русского языка и на занятиях своих вещающих не иначе как державинским слогом.
В текущий момент ведется речь о том, чтобы перевести всю экспозицию в подвал из выставочного зала, где она, как это было согласовано с комитетом биеннале, должна размещаться с 1-го по 22-е октября. Наравне с упомянутыми ранее действиями строгановского руководства, данный жест кураторскому коллективу не понятен, причины его нам не объясняются. Это, пожалуй, все, что можно сейчас сказать. Мы со своей стороны не идем на конфликт и всеми силами желаем сохранить выставку — она стоила нам огромного труда, — но несложно догадаться, что переезд в подвал неминуемо вызовет протест многих участников проекта, равно как представляющих их интересы галерей, и приведет к досрочному расформированию выставки и падению имиджа самой выставочной площадки.

Фотографии: Илья Романов, Виктория Малкова и Сергей Гуськов
Материал подготовил Сергей Гуськов

ДО:

После:

con_mat_before and after2

con_mat_before and after1

Добавить комментарий для Егор Кошелев: «Я готов стать очередным пунктом в описи имущества» | Aroundart.ru Отменить ответ

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.