Потерянный сон Корте-Реала

174        0        FB 0      VK 0
13.10.11    ТЕКСТ: 

24 сентября в галерее ОФИС на Артплее открылась выставка Анны Титовой и Станислава Шурипы «Потерянный сон Корте-Реала». Камерная история вписалась в небольшое помещение над трансформаторной будкой. Забираться туда пришлось по металлической лестнице, которая, к тому же, выполняла функцию площадки для светского общения, так как в самой галерее было довольно тесно. Можно было застрять на лестнице, углубившись в беседу, так и не добравшись до искусства.
В названии выставки можно уловить ревайвал перестроечных сюжетов — перед нами практически «сон мальчика Бананана». История португальского мореплавателя Гашпара Корте-Реаля, пропавшего то ли в «лабиринте островов северной Канады», то ли в районе «восточной оконечности Азии, сегодня известной как Чукотка» и увидевшего в галлюцинациях будущие времена, напоминает историю о «белых марокканских карликах» и докторе Фаркасе, научившемся «вызывать оргазм у неживой материи». Но в отличие от «Ассы» и «Двух капитанов 2», история о Корте-Реале лишена стеба — важной составляющей, без которой невозможно себе представить психоделические перестроечные нарративы. Постсоветская атмосфера и образность ни в коем случае не являются объектом насмешки для художников. В случае Станислава Шурипы скорее можно говорить о печальном созерцании исчезающих реалий. Его графические листы вылавливают полурастворившиеся в бесцветной атмосфере предметы, среди которых осколки прошлого и еще живые артефакты: турникет на проходной, санаторий, танцплощадка в парке, хлебокомбинат, недостроенное здание, заброшенные помещения. Узнаваемый контур памятника Ленину, вырезанный на пластиковом листе, вырывается из плоскости, но может быть быстро возвращен в нее. Анна Титова, наоборот, говорит не об умирающей утопии, а о ее возможном возрождении и переосмыслении. Опираясь на примеры прошлого, она выстраивает дистопическое пространство. «Проект ячейки для коллектива» и «Зеленый город» сочетают конструктивистскую функциональность с экологической утопией всеобщего сосуществования.
Оба подхода работают как своеобразная адаптация к изменениям, которые опознаются художниками как неизбежные, превосходящие индивидуальные и даже коллективные усилия. Масштабные процессы проходят, как ледник, сметая все на своем пути и изменяя ландшафт. Неотрывный взгляд на руины вызван шоком, влияние которого равномерно рассеяно над постсоветским регионом, а экологическая и функционалистская увлеченность обустройством окружающего пространства является попыткой сохранить уверенность в завтрашнем дне в условиях разрыва социальных скреп и деиндустриализации. Без этих терапевтических практик не обойтись, просто не выжить. Тем более, сейчас, в условиях каждодневных прогнозов нового витка кризиса, сообщений об очередных тревожных симптомах, культура переключается на профилактический режим. Все новые подробности грядущих катаклизмов уравновешиваются фантазиями на тему посткатастрофического мира.
Впрочем, данная выставка является не только профилактикой отчаяния и растерянности. Она включена в сам процесс изменений, так как проходит на Артплее, про который в последнее время говорят: «вот где теперь место силы». Действительно, вся активность переместилась сюда. Скромная — не только по размеру экспозиции — выставка Станислава Шурипы и Анны Титовой живет короткой жизнью мотылька в тот момент, когда рядом с ними гремят основной проект Московской биеннале, фестиваль МедиаУдар, симпозиум Pro&Contra и т.д. «Потерянный сон Корте-Реале» оказывается в небольшой зоне спокойствия — в глазу бури, среди людских потоков и финансовых интеракций, но не затрагивается ими.

Добавить комментарий

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.