Frieze Art Fair 2012

76        0        FB 0      VK 0
21.10.11    ТЕКСТ: 

Подобно фригийскому царю Мидасу, который по легенде умел превращать в золото все, к чему бы он ни прикасался, британцы, кажется, наловчились превращать в супермаркеты все свои художественные институции. Как и главный музей современного искусства «Тейт Модерн», так и ярмарка «Фриз» напоминают гигантские загородные мегамоллы. И надо сразу возразить, что отнюдь не все ярмарки производят такое впечатление. Двухэтажный «Арт-Базель» выглядит солидно и серьезно, а участвующие галереи сохраняют статус галерей, не превращаясь в галантереи, как это происходит в Лондоне. Посетители «Фриза» даже шутят, что следующим шагом должны стать огромные икеевские тележки, чтобы купленные картины и скульптуры можно было бы удобно подбросить до парковки.

Ярмарка «Фриз» – загадочное мероприятие, особенно загадочное своей популярностью. На выходных там просто невозможно перемещаться, так как несколько квадратных километров пространства полностью забиты посетителями, но при этом кроме как просто прогуляться и остановиться у парочки провокационных инсталляций, делать на «Фризе» по сути нечего. С академической точки зрения, там нечего делать совсем: многие работы не подписаны, галерейные работники разговаривают неохотно, а сами произведения искусства в подобном контексте полностью теряют свой глубинный смысл, на который они, наверняка, претендуют. В таком случае ради любопытства можно заняться сравнением цен и поизумляться тому, кто из художников и насколько подорожал после ретроспективы в Тейте, персональной выставки у Гагосяна или после попадания в шортлист премии Тернера. А изумляться действительно есть чему. Хотя и говорят, что видео работы стоят очень дешево и плохо продаются на рынке, израильская художница Яэль Бартана (которая в этом году представляет польской павильон в Венеции и чью работу недавно можно было увидеть на выставке «Аудитории Москва») стоит ни больше ни меньше 85000 евро. А те, кто не могут себе это позволить, в той же галерее («Annet Gelink») могут приобрести крупноформатные принтскрины ее фильма всего лишь за десять. Поэтому видео «Attentionwhore» Анастасии Рябовой и Алексея Булдакова, которое буквально за стеной галерея «XL» продает всего лишь за две тысячи, действует успокаивающе и отрезвляюще.

Но кроме изучения механизмов рынка другой причиной посещения ярмарки могут стать и многочленные дискуссии. Подобные мероприятия, ставшие нормой почти всех художественных институций, в контексте «Фриза», заслуживают отдельного упоминания. Удивительно, что эта ярмарка, которая ни сколько не стесняется именоваться и быть именно ярмаркой (хотя бы потому что она проходит не в помещении, а под тентом), претендует на то, чтобы играть серьезную образовательную роль в обществе. Правда, остается не совсем ясным, кто ходит на эти лекции: студенты, отдавшие около 1350 рублей за один день посещения, журналисты, которым надо написать хоть что-нибудь, или же коллекционеры, которые хотят получше узнать о том художнике, чьи работы собираются приобрести? И все бы ничего, если бы не тот факт, что в этом году на «Фризе» читает лекцию художник Даниэль Бюрэн – один из самых радикальных критиков институций в 60-ые и 70-ые годы. Но дальше – больше: издательство «Afterall» вместе с «Сотбисом» на специальном вечере, приуроченном к ярмарке, организуют аукцион, одним из лотов которого станет ужин со знаменитой теоретиком кино, семидесятилетней феминисткой Лорой Малви. Другой лот – один летний день в виноградниках Шато Лакост с Лиамом Гилликом. А ведь еще совсем недавно казалось, что феномен производства знания (knowledge production), который представляют художники вроде того же Лиама Гиллик или Антона Видокле, создающие в первую очередь не объекты, а обсуждения и дискуссии, все-таки в силах противостоять рынку. Но рынок опять выходит победителем: теперь коллекционер может купить не только работу, но и самого художника. Складывается интересная ситуация: «Фриз» использует дискуссии не только для того, чтобы создать себе безупречный имидж, но и формирует вокруг себя новый рынок, имя которому «арт-эскорт». Шутливая видео-работа «Untitled» (2003) художницы Андреа Фрезер, в которой автор занимается сексом с коллекционером, оказалась не очень-то радостным пророчеством.

Материал подготовил Андрей Шенталь

Добавить комментарий

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.