Теория хаоса

800        0        FB 0      VK 0
23.10.11    ТЕКСТ: 

Мы привыкли думать, что наша вселенная, наша галактика, наша планета родились из хаоса. Но что такое хаос? Понимание этого где-то на подсознательном уровне: беспорядок, бесформенность, бездна. Наше представление о термине «хаос» позволяет применять его практически во всех сферах деятельности, невзирая на то, что понятие отражает лишь физический, математический и философский аспекты. Теория хаоса — учение о постоянно изменяющихся сложных системах. Её можно сравнить с человеческой жизнью, которая напрямую зависит от малейших изменений окружающей среды, которые ведут к непредсказуемым последствиям. Но нельзя сказать, что хаос есть беспорядок, наоборот, в теории он и есть порядок — и даже не просто порядок, а сущность порядка. Хаос вполне системная субстанция, которая доказывает лишь невозможность абсолютно точного совпадения расчетов, а значит невозможность предсказания.
Можно сказать, что современное искусство хаотично. Если брать изобразительное искусство, то здесь пытаются задействовать как можно больше разных техник, идей, расширить понимание обывателем аббревиатуры ИЗО. Сегодня, когда зритель «избалован» обилием выставок, статичные картины и фотографии не вызывают эмоционального всплеска, как хотелось бы художникам и самим зрителям. Поэтому многие прибегают к новым визуальным, компьютерным технологиям. Для посетителей важен интерактив, непосредственное участи в какой-либо инсталляции, чувство диалога, непрерывного действия. Группа французских художников «Electronic Shadow» создают новый формат искусства, где задействуют изобразительное, архитектурное, дизайн, живые выступления. Зритель для них является одним из действующих лиц, от которого художники ждут реакции. Часто свои инсталляции группа показывает в центре городов, где привычный ландшафт играет не последнюю роль. Одним из объектов исследования французов являются стихии: вода, огонь, земля, воздух. Их связи между собой и воздействие на человеческое сознание. Одна из последних работ «Electronic Shadow», которая представлена в московской галерее «Комната», называется «Теория хаоса». Проект впервые был продемонстрирован в 2010 году во Франции, но там хаос был совершенно другим, как было сказано выше, он не может повториться дважды, поэтому для Москвы инсталляция была создана заново.
В Москве «хаос» был помещен в небольшое пространство, где есть 4 белые стены, нет окон, нет отвлекающих атрибутов, нет ничего кроме самой инсталляции. Специфический запах и дымка то ли естественная для комнаты, то ли искусственно созданная, это первое что обращает на себя внимание. Графический круг в центре, на которые необходимо наступить, чтобы погрузиться в хаос. Белое полотно, волнообразно подступающее к ногам зрителя, погружает в другой мир и даже внешние раздражители не могут завладеть вниманием более, чем оно. На материю проецируется изображение, которое поначалу трудно понять. Оранжевые и красные полосы, обработанные человеческим разумом, превращаются в языки пламени. Это становится ясно лишь когда слышишь треск костра. Видеоряд непрерывно сопровождается звукорядом, что помогает идентифицировать изображения. Огонь меняется на воздух. Цветовая гамма из агрессивной становится мягкой: белый, голубой, синий. Шум дождя приходит на смену ветру и белое полотно, на котором разворачивается действие, успокаивается. Пасмурное небо, несущиеся облака, огонь, темнота — это то, что видит зритель. Стихии связаны между собой графическими линиями, переплетающимися и беспорядочно перемещающимися по полотну.
«Теория хаоса» создана для того, чтобы разбудить человека, вытащить его из привычной среды, вызвать новые эмоции, взбудоражить. И у художников это прекрасно получилось. Чувство спокойствия, удовлетворения и радости наполняет изнутри. Каждую минуту, смотря на «теорию хаоса», возникают новые ощущения, новые мысли, новые интерпретации увиденного. У каждого человека своё понимание работы, отличное от другого.
«Теория хаоса» это единственная инсталляция, выставленная в Москве в рамках специальных проектов 4-й Московской биеннале современного искусства. Выставка проходит с 19 сентября по 23 октября 2011 в галерее «Комната».

Мы привыкли думать, что наша вселенная, наша галактика, наша планета родились из хаоса. Но что такое хаос? Понимание этого где-то на подсознательном уровне: беспорядок, бесформенность, бездна. Наше представление о термине «хаос» позволяет применять его практически во всех сферах деятельности, невзирая на то, что понятие отражает лишь физический, математический и философский аспекты. Теория хаоса — учение о постоянно изменяющихся сложных системах. Её можно сравнить с человеческой жизнью, которая напрямую зависит от малейших изменений окружающей среды, которые ведут к непредсказуемым последствиям. Но нельзя сказать, что хаос есть беспорядок, наоборот, в теории он и есть порядок — и даже не просто порядок, а сущность порядка. Хаос вполне системная субстанция, которая доказывает лишь невозможность абсолютно точного совпадения расчетов, а значит невозможность предсказания.
Можно сказать, что современное искусство хаотично. Если брать изобразительное искусство, то здесь пытаются задействовать как можно больше разных техник, идей, расширить понимание обывателем аббревиатуры ИЗО. Сегодня, когда зритель «избалован» обилием выставок, статичные картины и фотографии не вызывают эмоционального всплеска, как хотелось бы художникам и самим зрителям. Поэтому многие прибегают к новым визуальным, компьютерным технологиям. Для посетителей важен интерактив, непосредственное участи в какой-либо инсталляции, чувство диалога, непрерывного действия. Группа французских художников «Electronic Shadow» создают новый формат искусства, где задействуют изобразительное, архитектурное, дизайн, живые выступления. Зритель для них является одним из действующих лиц, от которого художники ждут реакции. Часто свои инсталляции группа показывает в центре городов, где привычный ландшафт играет не последнюю роль. Одним из объектов исследования французов являются стихии: вода, огонь, земля, воздух. Их связи между собой и воздействие на человеческое сознание. Одна из последних работ «Electronic Shadow», которая представлена в московской галерее «Комната», называется «Теория хаоса». Проект впервые был продемонстрирован в 2010 году во Франции, но там хаос был совершенно другим, как было сказано выше, он не может повториться дважды, поэтому для Москвы инсталляция была создана заново.
В Москве «хаос» был помещен в небольшое пространство, где есть 4 белые стены, нет окон, нет отвлекающих атрибутов, нет ничего кроме самой инсталляции. Специфический запах и дымка то ли естественная для комнаты, то ли искусственно созданная, это первое что обращает на себя внимание. Графический круг в центре, на которые необходимо наступить, чтобы погрузиться в хаос. Белое полотно, волнообразно подступающее к ногам зрителя, погружает в другой мир и даже внешние раздражители не могут завладеть вниманием более, чем оно. На материю проецируется изображение, которое поначалу трудно понять. Оранжевые и красные полосы, обработанные человеческим разумом, превращаются в языки пламени. Это становится ясно лишь когда слышишь треск костра. Видеоряд непрерывно сопровождается звукорядом, что помогает идентифицировать изображения. Огонь меняется на воздух. Цветовая гамма из агрессивной становится мягкой: белый, голубой, синий. Шум дождя приходит на смену ветру и белое полотно, на котором разворачивается действие, успокаивается. Пасмурное небо, несущиеся облака, огонь, темнота — это то, что видит зритель. Стихии связаны между собой графическими линиями, переплетающимися и беспорядочно перемещающимися по полотну.
«Теория хаоса» создана для того, чтобы разбудить человека, вытащить его из привычной среды, вызвать новые эмоции, взбудоражить. И у художников это прекрасно получилось. Чувство спокойствия, удовлетворения и радости наполняет изнутри. Каждую минуту, смотря на «теорию хаоса», возникают новые ощущения, новые мысли, новые интерпретации увиденного. У каждого человека своё понимание работы, отличное от другого.
«Теория хаоса» это единственная инсталляция, выставленная в Москве в рамках специальных проектов 4-й Московской биеннале современного искусства. Выставка проходит с 19 сентября по 23 октября 2011 в галерее «Комната».

АroundАrt побеседовал с комиссаром проекта Екатериной Ираги. 

Мария Гурова: Расскажите, пожалуйста, про группу «Electronic Shadow». С чего они начинали в 2000, изменили ли как-то свое направление, модернизировались, стали использовать новые техники и технологии, что они представляют сейчас, спустя 10 лет?

Екатерина Ираги: Да, именно в 2000 году архитектор Назиха Местайи и мультимедийный режиссер Ясин Аит Каси объединились в творческий тандем, чтобы создавать мир без границ с помощью различных художественных практик.
«Electronic Shadow» с 2003 года развивает технологии интерактивного 3D-видеомаппинга и исследует современные связи между материальным и нематериальным мирами, создавая новую гибридную реальность. Соединяя науки, искусство и философию, «Electronic Shadow» создает персональный поэтический язык, используя новейшие технологии для того чтобы проектировать эмоции и переживания для публики.
Работы группы были отмечены многими наградами, в том числе призом японского фестиваля медиа-арта 2004 года получил проект «3minutes²». Инсталляции выставляются по всему миру (в Музее современного искусства в Нью-Йорке (MoMA), Музее современной фотографии в Токио, Большом Дворце, в Токийском дворце, в Центре Жоржа Помпиду, на Бьеннале современного искусства в Севилье, в SESI в Сан-Паулу, в Музее современного искусства в Шанхае (MOCA). Над некоторыми проектами они работали совместно с такими известными архитекторами, как Jakob+MacFarlane (для Центра Фрак, Frac Center) в Орлеане в 2012 году, или с хореографом Кэролин Карлсон («Двойное видение», 2006).

МГ: Они впервые выставляются в России? И планируете ли вы, Екатерина, курировать их будущие проекты в России?

ЕИ: «Electronic Shadow» впервые в Москве. И очень приятно, что Посольство Франции в России, которое оказало поддержку проекту, уже пригласило художников с проектом «Теория Хаоса» в тур по городам России. Так что проект, очевидно, будет эволюционировать и на российском пространстве.

МГ: В своих работах они очень умело и красиво сочетают всё окружающее человека: природу, людей, новые технологии, материалы. Какую цель художники ставят перед собой и что хотят донести до зрителей?

ЕИ: Намерение проекта — это выделить место человека в обществе будущего. «Теория Хаоса» ставит зрителя в центр напряжения между детерминизмом и нестабильностью, судьбой и свободой и местом каждого в балансе и универсальной гармонии.

МГ: «Electronic Shadow» часто задействуют или пытаются показать 4 стихии. Как Вы это прокомментируете?!

ЕИ: Эти образы одновременно пугающие и восхищающие, как, например, извержение потока лавы. Восхищают они в первую очередь силой изображения, которое притягивает взгляд. Пугают — ритмом импульса в «Теории Хаоса», который создается присутствием публики, ощущающей эту силу.

МГ: Почему вы решили привезти их в Москву, чем они заинтересовали?

ЕИ: Прежде всего, мы искали проект, который бы отвечал основной теме 4–й Московской биеннале – «Переписывая миры». Для нас было очевидно, что нужно исследовать то, каким образом изменения в обществе могут дать импульс для развития новых жизненных стратегий. Безусловно, в то время как человеческое общество продемонстрировало возможность достижения высочайших уровней коммуникации и сложных человеческих взаимоотношений, развитие информационных технологий трансформировало понимание того, что такое интимное пространство благодаря появлению публичных мест, доступных для индивидуального использования.
«Electronic Shadow» для многих своих проектов, например для «Superfluidity» (2009), черпает вдохновение в научных концепциях развития вселенной. Французский куратор проекта Александра Фо предложила новый проект группы — «Теория Хаоса», который органично дополнял основной проект Московской биеннале и был отобран для участия в качестве специального проекта.

МГ: Расскажите, пожалуйста, про работу «Теория хаоса». Может, вы знаете, как она создавалась?

ЕИ: Проект «Теория Хаоса» — последняя инсталляция группы «Electronic Shadow». Впервые был представлен как часть грандиозного шоу для Гранд Палэ в Париже и персональной выставки «Electronic Shadow» в Музее Гране (Экс-ан-Прованс, Франция). Поскольку инсталляция эволюционирует от выставки к выставке, в Москве она представлена художниками в полностью обновленном виде.

МГ: Видеоинсталляция проецирует некую сетку, что это? Мне показалось, что это графическое изображение ДНК, кто-то думает что это и есть хаос, для кого-то это просто изображение, сплетающихся линий. А вы как думаете?

ЕИ: В «Теории Хаоса» группа «Electronic Shadow» создает такие образы, где публика может выступить в качестве раздражителя для работы, словно катализатор энергии, способный дать или не дать импульс своим присутствием в произведении искусства. Согласно теории метеоролога и физика Лоренца движение бабочки может изменить мир на другой стороне планеты, так же и малейшее движение зрителя оказывает эффект и влияние на работу. Именно поэтому трактовки могут быть самыми разными.

Материал подготовила Гурова Мария

Добавить комментарий

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.