Показательная операция

239        0        FB 0      VK 0
02.12.11    ТЕКСТ: 

Ю. Альберт, В. Скерсис, П. Давтян и А. Филиппов, акция «Виктория Регия», 29.11.2011

В холле Мультимедиа Арт Музея многолюдно, но относительно тихо. Внутри огороженной территории хирургический стол, специальная операционная лампа, облаченные в стерильную медицинскую одежду художники производят некоторые манипуляции…

«Показательную операцию» проводили участники творческого объединения «Эдельвейс»: Юрий Альберт, Виктор Скерсис, Паруйр Давтян и недавно присоединившийся к группе Андрей Филиппов. Как раз на открытии его персональной выставки и проходила акция, но об этом чуть ниже.

После сдержанных и сосредоточенных манипуляций за хирургическим столом — награда для зрителей: примерно каждые 5 минут ассистентка художников, наряженная медсестрой, выносит в медицинском лотке к краю огороженной площадки рожки с мороженным, которые так вдумчиво и бережно созидали участники группы.

Все типичные для хирургической операции жесты и условности сохранены и отыграны художниками: вот медсестра вытирает марлевым платком пот со лба Филлипова, а вот Давтян поднимает вверх руки, сигнализируя, что надо заменить перчатки. Художники почти не разговаривают, лишь время от времени изображая размеренный обмен репликами во время операции. Периодически один из участников окатывает огороженный участок музейного пола жидким азотом из специального баллона. По полу струится белоснежный пар и разбегаются брызги жидкой субстанции.

Данная акция называется «Виктория Регия», это четвертое «явление» в «деятельности», озаглавленной художниками «Оранжерея». Сами термины «деятельность» (акция, в отличие от хеппенинга и перформанса, неограниченная во времени) и «явление» (часть «деятельности») были введены в лексикон московского концептуализма в 1980-м году группой «СЗ».

Объединение, или, как сами называют себя художники, труппа «Эдельвейс» получила свое имя по первому «явлению» оранжерейной серии. Вторым «явлением» стала акция «Чайная Роза», прошедшая в мае этого года в галерее АРТ + АРТ.
Третья акция серии прошла на открытии Премии Кандинского в ЦДХ и именовалось «Настурции SaveFrom.net». И вот теперь, 29 ноября, в Мультимедиа Арт Музее расцвела «Виктория Регия». (Для несведущих в ботанической терминологии поясним: так называется самая крупная кувшинка в мире, встречающаяся только у берегов Амазонки).

В предварительном описании акции, художники-концептуалисты, вечно норовящие запутать зрителя загадками и ребусами, оставили лишь несколько намеков на то, что из себя будет представлять их перформанс: «В первый день цветения Виктории Регии над лагунами черной воды разливается трепетный запах тяжелеющих персиков. Чарующая манипулятивная ритмика движений членов труппы Эдельвейс акцентируется приглушенным лязгом стерильного металла. Так раскрывается Висцера Мышления». Сразу ясно — это издевательство! Однако пожелавшим раскрыть «Висцеру Мышления» гостям выставки досталось вкуснейшее мороженое. (По-английски «viscera» — «внутренности», а само словосочетание, да еще подобном в полуспиритуалистическом контексте анонса звучит, словно название некой буддистской чакры).

Примечательно, что уже после акции одна из посетительниц, знакомая художников, поздравляя их, все спрашивала: «А где же текст? Я без текста не могу!».

Трактовать концептуальные работы заведомо неблагодарное дело, но все-таки из раскрывшейся «Висцеры Мышления» непроизвольно вытекает несколько соображений.

Под «скальпелем» концептуальной практики здесь, как и обычно, оказывается тело смысла и сложный организм произведения искусства.
Каждое из «явлений», в специфической форме сочетающих элементы клоунады, абсурда, взаимодействия со зрителем, ставит вопрос о том, что такое искусство, относительно некоторых базовых составляющих процесса художественной деятельности и художественного восприятия: работа, красота, понимание зрителя, наслаждение произведением…

Но художники не были бы верны себе как истинные концептуалисты, если бы не выводили поверх размышления об этих составляющих искусства игру и относительность смыслов своего высказывания (тот самый зазор, который и требуется для создания настоящего произведения) и не настаивали на доминанте умозрительного над изобразительным.

В «Явлении Четвертом» авторы добавили еще один пласт игры — игры со вкусовыми ощущениями зрителей. И это опять же игра смыслов — вкус как необходимое условие эстетического суждения здесь подменяется бытовым, физиологическим ощущением вкуса (очень даже приятным) съеденного мороженного. Наслаждение от произведения искусства впадает в противоположную ему крайность — гастрономическое удовольствие и радость получения «подарка» от художников.

«Искусство это вкусно!» — ответил кому-то на вопрос о смысле действа Виктор Скерсис после окончания акции. А на мой вопрос о том, не бояться ли художники переборщить с вкусностями в своем искусстве, Юрий Альберт весьма метко парировал: «Так мы же много не даем!»

Наряду с новыми элементами, эта акция из действия «Оранжерея» стилистически сохранила общие элементы всей серии «явлений». Художники опять появились в хирургических халатах, на груди у каждого был специальный «опознавательный» бейджик, содержание которого меняется от акции к акции. С труппой «Эдельвейса» был их бессменный видеооператор Алим Гадоев.

В общем и целом акция получилась оптимистичной и радостной. Новый член труппы «Эдельвейс» Андрей Филиппов прокомментировал настроение акции такими словами: «Мы же все очень задорные ребята! Да, у нас в личной нашей жизни могут быть какие-то фрустрации. Но не в искусстве. В искусстве мы задорные и радостные».

Однако его персональная выставки на втором этаже Мультимедиа Арт Музея развивает свое повествование не столько с задорным, сколько с серьезным, обращенным внутрь себя взглядом. «Поле действия» — выставка, опирающаяся на шестнадцатую акцию второго тома «Поездок за город» группы Коллективные Действия. Это и своеобразная клятва верности духу и практике КД, и воспоминание, и размышление о временной дистанции, разделяющей сегодняшний день от дня проведения акции «Десять появлений», положенной в основу экспозиции Андрея Филлипова.

«Шизоидно увеличенные катушки», напоминающие о катушках с нитками на акции КД, и картины, на которых условными знаками полета помечены те места, где катушка разматывалась, где происходил отход от обыденной реальности, и сама реальность акции претерпевала сдвиг в метафизический регистр — все это признание Андреем Филипповым тесной духовной связи с деятельностью главной группы Московской концептуальной школы.

Продолжая линию медицинской тематики, можно сказать что у нового члена группы «Эдельвейс», вслед за коллегами облачившегося в хирургический халат, опыт Коллективных Действий уже давно вписан в анамнез.

Материал подготовила Катерина Белоглазова

Добавить комментарий

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.