Коллективное. Сознательное

169        0        FB 0      VK 0
15.01.12    ТЕКСТ: 

12 января на территории Artplay прошла московская презентация проекта «Художник — Общество», курируемого Георгием Мамедовым. Пространством реализации проекта стали страны Центральной Азии: Таджикистан, Кыргызстан и несколько более благополучный в экономическом отношении, но столь же проблемный в социальном плане Казахстан.

Некогда активно включенные в советский проект построения коммунизма, а ныне независимые государства, эти страны обычно находятся на периферии внимания российского общества. Пресловутая проблема мигрантов, некоторые еще сохранившиеся в сознании старшего поколения осколки советских мифов о братских среднеазиатских ССР, да и, пожалуй, национальная кухня, — вот почти все на сегодняшний день точки «соприкосновения» с представителями этого региона. О реальной жизни людей в этих странах мы попросту ничего не знаем.

Проект «Художник — Общество», инициированный культурным центром «Бактрия» (Душанбе, Таджикистан), явился обширной многосторонней программой разработки художественной и социальной практики в регионе, остро нуждающемся, по мнению куратора Георгия Мамедова, в организации публичного пространства — первого шага на пути к социальным инициативам и преобразованиям. С точки зрения организаторов проекта, парадоксальным образом, именно Средняя Азия, где современное искусство деинституциализировано, маргинально и не представляет интереса для капитала, позволяет эстетике взаимодействия, ставшей уже конвенциональной художественной практикой, раскрыть свой «революционный потенциал».

Симон Равелли, директор КЦ «Бактрия»: «Художник способен выполнять функцию катализатора социальных перемен как в обществе в целом, так и в малых сообществах, где он проживает и пребывает».

Двухгодичная реализация проекта (2010–2011) началась с летней образовательной программы для молодых художников из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, проходившей летом 2010 года в Душанбе, с ведущими представителями региональной арт-сцены в качестве лекторов.

Основным этапом проекта стала программа резиденций в малых городах Кыргызстана и Таджикистана, в которой приняли участие 20 художников из 7 стран. В большинстве случаев для работы над художественными проектами были выбраны малые города — «реликты советского модернизационного проекта». Основанные на базе градообразующих предприятий, многие из них имели статус «почтовых ящиков» и были построены «с нуля», по образцовым проектам «светлого будущего» с развитым коммунальным хозяйством и культурной инфраструктурой. Именно на этих городах распад Советского Союза сказался больнее всего и отразился наибольшим упадком в сравнении с другими регионами. Исчерпаемость советского ресурса, на котором держатся по сей день многие из бывших советских республик, очевидна более всего там, где из-за бедности города не покрылись сплошь громадными торговыми центрами, сетевыми кафе и офисными комплексами. Программа резиденций «Художник — Общество» задумывалась авторами проекта как попытка хотя бы на микроуровне (или даже символически) актуализировать исторический пафос этих городов, проанализировать подспудные причины провала советского проекта и попробовать совместными усилиями привнести в эти города посторонний взгляд, выявить возможности оживления социального пространства.

Опыты художественных резиденций затем были представлены для обсуждения на конференции, прошедшей в Бишкеке в конце ноября 2011 года. Помимо представления осуществленных проектов, эта конференция стала плодотворным форумом для рефлексии самой эстетики взаимодействия, ее перспектив и реальных, действенных возможностей для преобразования общества.

Оксана Шаталова, критик, куратор журналист и художник: «Участники (художественных проектов в рамках эстетики взаимодействия) не должны быть объектами. Любыми объектами — исследования, запечатления, диагностирования, сочувственного любования, оплакивания, опеки, охраны. Они не должны находиться под патронажем художника — мессии, мозга или няньки».

общежитие-сквот в Бишкеке, источник фотографий

На московской презентации проекта были показаны два фильма, сделанные в резиденциях. Кроме того, художник Павел Микитенко представил свой бишкекский проект, проведенный им в здании недостроенного общежития, стихийно заселенного отчаявшимися найти работу и обеспечить минимальные социальные потребности бишкекскими нелегалами, при содействии самих обитателей этого здания-сквота.

Фильм Оксаны Шаталовой «Романтики» был снят в ее родном городе Рудный на севере Казахстана. Изображение поделено на два поликадра: в одном рабочие крупнейшего в Казахстане предприятия по добыче железной руды на фоне оставшихся с советских времен городских монументов во славу Рабочего читают отрывки речи старого рудокопа из пятой главы романа Новалиса «Генрих фон Офтердинген», в другом поликадре — документальная съемка работы в карьере. Новалисовская речь старого рудокопа, по мысли художника, служит прекрасным образцом двойственного и «смиренного» положения, в котором сейчас пребывают рабочие предприятия. С одной стороны, «пафос Труда» на одном из тяжелейших производств, горнодобывающем, поддерживается городским начальством до сих пор так же, как и в старые времена: газеты и плакаты в городе Рудный по-прежнему прославляют труд рабочего, а сами рабочие публикуют в печати стихи о железной руде. С другой стороны, предприятие давно принадлежит олигархической структуре, так что ни о каком «неотчужденном труде» говорить здесь нельзя. Позиция героя Новалиса видится Оксане столь же противоречивой: он ощущает в своем труде причастность к мистической природе мира и его сокровищам, недоступным тем, кто не достает их прямо из земли, как он, но одновременно старый рудокоп явно выступает за послушание своему господину герцогу и даже хвалится, полученным от него в награду за свой тяжелейший труд золотым медальоном. Оксана Шаталова проводит параллель между идеями классического немецкого романтизма конца XVIII — начала XIX века и советским пафосом трудового энтузиазма, отождествляя хрестоматийные оппозиции обоих идейных течений: «романтик — филистер» и «энтузиаст — мещанин». С ее точки зрения, романтический и коммунистический дискурсы почти полностью сходятся «на стадиях реализации утопии», когда коммунистические представления о неотчужденном Труде совпадают с романтическим идеалом Искусства. Подробное исследование общего и различного этих дискурсов содержится в лекции подготовленной Оксаной к конференции «Художник — Общество».

город Рудный, источник фотографий

Другой фильм, показанный на презентации — «Монтаж на основе “Трех песен о Ленине” Дзиги Вертова», работа Кирилла Адибекова и Ольги Житлиной, выполненная в резиденции в городе Табошар в Согдийской области Таджикистана. Табошарская мифология гласит, что для создания первой российской атомной бомбы использовался уран, добытый в шахтах этого некогда закрытого города. Сегодня от былого значения города остался едва ли не только лишь этот миф. Причину того, что Таджикистан стремительно скатывается в «средневековье» художники пытаются отыскать, тщательно анализируя монтажную структуру идеологического высказывания Дзиги Вертова в фильме «Три песни о Ленине», которая, по их мнению, упрощенно сводится к формуле: «было плохо — стало хорошо — Ленин», «была голая степь — стала плодородная земля — Ленин» и т.д. Аккультурация, внезапно лишенная постоянного идеологической подпитки, рушится так же быстро, как были получены, согласно идеологической формуле Вертова, ее позитивные плоды.

«Мое лицо было в темной тюрьме, теперь оно вышло на свет», — эти слова лейтмотивом повторяются в «Трех песнях о Ленине». Сталкивая вертовский «идеологический» монтаж с аудиозаписями интервью двух нынешних жительниц города Табошар, художники намеренно не показывают лиц женщин, чьи истории они чередуют с фрагментами фильма, недвусмысленно намекая на то, что время в Таджикистане, похоже, двинулось вспять.

Еще одна работа, созданная в Табошаре и лишь коротко упомянутая на московской презентации, — «Кураминские хроники» (авторы: Джамшед Холиков, Алексей Румянцев, Анна Басанова и Юрий Бодриков). Идея этой работы в представлении нового формата музея истории города. Вместо стандартных для краеведческого музея статистических данных и достижений, здесь в новом мультимедийном музее в буквальном смысле «Город-ящик» открывается перед зрителями в фото и видео материалах о своей истории.

Важной частью проекта было задействование существующих, но не функционирующих публичных пространств, таких как советская культурная инфраструктура, и некоторые художники попытались на локальном уровне ее реанимировать.

Павел Микитенко, художник, куратор, критик и исследователь: «Политическое искусство — это не создание метафор политического или его личного переживания, каковое бесконечно осуществляют художники в рамках выставочных проектов. Политическое искусство — это не документирование каких-либо пронзительных ситуаций, предоставляющее скудную пищу для наших чувств и “заставляющее задуматься”. Дело не в документировании ситуаций. Политическое искусство — это искусство создания ситуаций».

Проект «Художник — Общество», опирающийся на эстетику взаимодействия, вряд ли может рассчитывать на реальный положительный резонанс в виде мгновенно заметных социальных преобразований (за исключением, возможно, работы о музее локальной истории города Табошара). Тем не менее, этот проект можно назвать отличным примером всесторонней исследовательской работы, основанной на художественной практике и инициативе. В своих работах художники (равно как и организаторы в подходе к концепции проекта) коснулись сразу нескольких важнейших узловых точек системы современного искусства: современное искусство и политический активизм, современное искусство и возможность функционально задействовать наследие прошлого, искусство в консервативных и экономически отсталых сообществах, склонных к патриархальному строю, и, наконец, художник и здесь-и-сейчас-взаимодействие с обществом.

За два года, которые длился проект «Художник — Общество» его участники, помимо создания художественных работ, занимались теоретическими вопросами, а также делились мыслями и впечатлениями в блогах. Некоторые материалы и работы доступны на странице проекта «Художник — Общество» в фейсбуке.

Материал подготовила Катерина Белоглазова

Добавить комментарий

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.