Капитализм экономики

201        1        FB 0      VK 0
24.02.12    ТЕКСТ: 

Заголовок не случайно похож на медицинский диагноз: художники из России, Украины, Чехии, Австрии, Голландии и Франции, участвующие в этой выставке демонстрируют свой недвусмысленный взгляд на рыночные отношения как на затяжную болезнь общества, чреватую чуть ли не летальным исходом. Тем удивительнее, что выставка «Президиум ложных калькуляций» проходит на территории Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей, постоянная экспозиция которого посвящена как раз тому неоценимому вкладу отдельных представители промышленного капитала (преимущественно рубежа XIX-ХХ веков) в российскую общественную жизнь и искусство.

Организаторы проекта, лауреат Премии Кандинского Анастасия Рябова и Фонд Виктория, долго искали помещение для выставки и то, что они в итоге нашли подошло идеально. Первый этаж музея, сменивший до настоящего момента несколько хозяев из культурно-музейной сферы, ныне является спорной территорией — «полем битвы», хранящим физические следы административно-финансовой борьбы. Данное помещение арендуется музеем, находящимся на втором этаже здания, но провести здесь ремонт и разместить свою экспозицию музей до сих пор не может, так как есть опасность, что сразу после ремонта первый этаж просто отнимут, а аренду прекратят продлевать.

Дыры в стенах и потолке, интерьер мрачного офиса из 90-х, а также история здания, принадлежавшего, в том числе, и музею финансов, отлично сработали на концепцию выставки. Еще перед входом зрителей встречает гранитная «Мемориальная доска» харьковского художника Николая Ридного, от которой веет постапокалиптической иронией: на этом табло с курсами валют навечно высечены нули — финансовые игры потерпели абсолютный крах.

Самая популярная работа на выставке, инсталляция «Здесь деньги» («Money to find»), также активно задействует преимущества обветшалого интерьера. В одной из комнат австрийская художница Анна Витт создала из найденных в Москве объектов типичный постсоветский кабинет мелкого муниципального начальника и спрятала там 15000 рублей, попытаться найти которые может любой желающий. Вот она разрушительная сила денег и, стало быть, самой логики капитализма! Через час после открытия выставки кабинет превратился в руины. Еще более сильный эффект инсталляция производила в своем предыдущем исполнении, когда деньги были спрятаны в интерьере уютной семейной квартиры, выстроенной в галерее, от которой по завершению выставки не осталось ничего, кроме ровного слоя мусора.

Еще одна, даже более метафоричная, работа о капиталистической суете сует — «Плюс-минус бесконечность» Алекса Булдакова, Анастасии Потемкиной и Дмитрия Потемкина. Знак бесконечности на полу одной из комнат начертан голубиным пометом. В течение недели художники держали здесь голубей, чтобы превратить впоследствии продукты их жизнедеятельности в средство для своего художественного высказывания о сути денег.

Куратор проекта Анастасия Рябова обращается в своей работе «Триллионы» к цифрам, которыми оперирует крупный капитал, цифрам, из-за количества нулей кажущимися абстрактными. От нулей рябит в глазах, они наползают друг на друга, сливаются, делая числа нечитаемыми, лишая их значения, оставляя только графическую оболочку. Эти суммы бесплотны, как означающие, «гуляющие сами по себе», безналичные биржевые операции, виртуальные деньги, кредиты и суммы государственного долга, — все эти нематериальные валютные значения и действия позволяют увеличить в разы скорость и количество денежных транзакций или символически определять статус субъекта и состояние текущей ситуации. Но в них же таится опасность: они могут внезапно превратиться в воздушные замки развитой экономики и скрывают в себе истоки кризисного механизма. Примечательно, что именно в комнате с «Триллионами» находится сейф (я все искала, в какой же комнате окажется эта хрестоматийная, но устаревшая икона капитала).

Замечательный фильм «Безопорное движение» Закари Формвальта еще глубже развивает идею оторванности финансового сектора от других отраслей экономики. Переплетая данные о строительстве огромного биржевого комплекса в Китае с историей поиска с помощью фотографии безопорного движения лошади (такой фазы движения, когда все четыре ноги животного находятся в воздухе), имеющую отношение к зарождению кинематографа, автор делает явной одновременно как структуру своего фильма, так и структуру безопорного движения огромных финансовых потоков. В кадрах масштабной стройки подозрительно редко попадаются рабочие. Режиссер фильма-эссе поясняет: при съемке была использована технология time lapse, то есть покадровая съемка с большим промежутком времени между кадрами, позволяющая быстро наблюдать изменения в медленных процессах (таких, как строительство зданий или движение облаков). Но это исчезновение рабочих из кадра тоже крайне символично.

Интригующая работа Ирины Кориной «Морщина» — мимолетный слепок застойной атмосферы. Одна из стен «под мрамор» пришлась как раз кстати для ее инсталляции. Запущенный зимний сад, укрытый целлофановой пленкой, производит удручающее впечатление. В складках целлофана собралась вода, что-то произрастает за полупрозрачной пленкой, а внизу «кто-то» уже начал делать подкоп, явно свидетельствующий о неумолимости надвигающихся перемен. Как именно эта работа относится к основной теме выставки, повествует ли она скорее о прошлом или о будущем, ясно не до конца, но о скрытых силах, подтачивающих систему, она заставляет задуматься.

Пластиковый пакет — символ рыночного изобилия и доступности товаров — остроумно использует в своей работе «Проект мерчендайзинга. Пакет «Пирамида»» Максим Спиваков. На обычных пакетах-майках он печатает каноническую иллюстрацию «Пирамиды капиталистической системы», опубликованную в 1911 году в журнале «Industrial Worker», только изображение напечатано «вверх ногами», таким образом, что при желании рассмотреть картинку правильно, все товары, оказывающиеся в этом пакете выпадают из него.

Еще одна работа с переворачиванием — «Один упал» Aлисы Никитиновой. Как верно заметили организаторы выставки, такое простое искажение основной единицы счета, словно ставит счету подножку, вводя в то же время зрителя в «интерпретационный ступор».

В работе «Скажи, что ты мой раб и что ты любишь меня» Алиса Йоффе проводит небольшой эксперимент, результат которого можно будет узнать только спустя долгое время. На большой белый холст она нанесла 10 абсолютно красных меток, полностью идентичных, за тем исключением, что эти метки — образцы красной краски различной стоимости и производства. Мазки расположены по диагонали холста в порядке увеличения цены за тюбик или банку; реальное различие между образцами можно будет узнать лишь когда краска «поживет» некоторое время на холсте.

Художники, конечно не обошли своим вниманием и проблему стремительной капитализации искусства. Владислав Шаповалов, при поддержке Валентина Фетисова и supostat.org, разработал несложную online-игру, тренажер для художника, желающего оценить свое место на территории арт-рынка, согласно трем основным параметрам: деньги, известность и художественная ценность, — и выбрать правильную стратегию, чтобы приуспеть в каждом из них.

Примечательно, что, несмотря на противоположную идеологическую позицию и «левизну» молодых художников, директор Музея предпринимателей и меценатов Елена Калмыкова горячо поддержала идею проекта. Ее не смутили ни разрушенная комната в проекте Анны Витт, ни голуби Алексея Булдакова, Анастасии и Дмитрия Потемкиных, неделю находившиеся в здании. Напротив, как ни парадоксально, с ее точки зрения, работы художников удачно вписались в дух этого места, а выставка привнесла в музей приток свежих сил. «Мемориальная доска» Николая Ридного так понравилась директору музея, что она даже хотела бы оставить ее на здании музея и после закрытия выставки в середине апреля.

Материал подготовила Катерина Белоглазова

Добавить комментарий для Дайте мне большие данные! — Aroundart.org Отменить ответ

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.