Постмитинговый синдром

159        0        FB 0      VK 0
06.03.12    ТЕКСТ: 

Предвыборный и постмитинговый синдромы имели на выходе любопытные выставочные мероприятия в Москве в районе станции метро «Курская»: в центре дизайна Artplay показывали «народные плакаты» с недавних (декабрьских и февральских) митингов, а галерея Paperworks в Центре современного искусства «Винзавод» собрала выставку с оригинальным названием «За честные выборы» из близлежащих галерей и знакомых художников.

Выставку на Artplay курировал Михаил Ратгауз – замглавреда OpenSpace – портала, известного, помимо всего прочего, своими комментариями, рейтингами, голосованиями и прочими интерактивностями, читать которые часто оказывается интереснее самого редакторского материала. Выставка строилась по похожему на web 2.0 принципу: приди-повесь, а вместо этикеток организаторы распечатали фейсбучные профили авторов – оригинальное решение. Here I am, Look at Me. «Мини-мимимитинг». Пусть.

Выставка народного плаката получилась: винтажные объекты хранили энергетику жеста, корявые рисунки веселили, стихи озадачивали, объекты восхищали. При этом никаких попыток тематически и/или тонально выстроить экспозицию не наблюдалось – увы. Все основные темы мешались и заглушали одна другую. Квир, геи-лесбиянки против жуликов-воров, Прозрачные урны – хрустальный гроб, бандерлоги в джунглях, голикова-чуров, презервативы, Альбрехт Дюрер и лего… Главное, что раздражало во всем этом креативе, казалось, с головой захлестнувшем внятный протест и четкий месседж – это «внутренняя капитуляция». Все эти «Цель – ничто, движение – все», «Я за, и даже против», «Лига защиты полосатых тритонов» и совсем уже леопольдовское «Хочу жить дружно» именно своей самоубийственной иронией обесценивали все разное остальное, ставя в своих создателей в безупречное положение «над и сбоку».

Выставку спасала поэза. Стих. Проект имел названием слоган поэта-акциониста Павла Арсеньева «Вы нас даже не представляете» – «Мы представляем себя» (плакат-растяжка белыми буквами из скотча удивительным образом отсылал и к Маяковскому, и к советскому, и к Монастырскому, переиначивая в новый позитив всех троих). Особенно к месту оказались цитаты концептуалиста-лианозовца Всеволода Некрасова: «Нету, значит будет», «Что никакая это тут не утопия называется а это надежда а это разница», «Чувствуете? Действует!». Дизайнер Андрей Логвин сочинил прекрасное: «ВЫБОР? ВЫБРО… ВОРЫ,Б…! ОБРЫВ…………….». Были и рифмы совсем фольклорные: «Квир спасет мир», «Не боимся мы мороза, будем жуликам занозой», «Хамло в СИЗО», «Сегодня лаем, завтра кусаем…», «Найдем управу на управу», «Е-дем, ду-дим: Пу-тин, уй-ди!». И совсем гениальное «Прости, «стабильность»!»

В галерее Paperworks показывали двадцать художников на четырех стенах и одном столбе. Выставка при всем своем интеграционном новаторстве (большую часть работ дали на выставку даже не художники, а их галеристы) получилась полифоническая, хоровая и разноголосая. Тональности были такие: радикально-агрессивная (кулак в голове группы ПГ, собака в боксерских перчатках Николая Олейникова, синий нос в трусах на снегу с бешеным взглядом и чернокруглым плакатом), дальше отчаянно-безнадежная (телефон прямой линии без диска и кнопочек Александры Паперно, черно-белые сизифы Оли Чернышевой, поверженный Явлинский Игоря Мухина), потом совсем непонятная (Дмитрий Гутов нарисовал Путина в образе Крона-Сатурна, пожирающего своего ребенка-демократию – как будто он ее родил), и, наконец, просветленно-лирическая (Алексей Каллима писал разноцветной акварелью по мокрой бумаге «удачное стечение обстоятельств», Никита Алексеев изобразил Вову-Диму младотурками, а Арсений Жиляев цитировал Пушкина про звезду). В целом как набор реперных точек, наверно, неплохо – но, учитывая упущенный момент, неточно, взахлеб и сбивчиво, – и в итоге обидно. Особенно под музыку, что «без любви ничего не…». И при чем здесь любовь?

Разница между выставками есть: художники и галеристы, кажется, остались при своем и продолжают настаивать на своем, а народ экспериментирует с одеялами и крокодилами, словами и буквами – и как всегда выглядит свежее. Голос толпы меняется, – а художники остаются, ну или не успевают и тормозят. В целом, конечно, неплохие работы, неплохие слоганы – и полные коммуникативные неудачи. И обидно, и досадно, но да ладно.

Материал подготовила Анна Быкова

Добавить комментарий

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.