Анти-героизм в «Офисе»

195        0        FB 0      VK 0
16.03.12    ТЕКСТ: 

На металлической лестнице, ведущей в галерею «Офис» посреди Центра дизайна «Artplay», выпивали три человека. Несмотря на мороз, им уже было тепло: куртки расстегнуты, душа на свободе. Один из них, в красной шапке и с фингалом под глазом, заводил разговор с каждым, кто проходил мимо него, спускаясь из галереи или поднимаясь в нее. Не забывал он обратиться и к тем любителям искусства, которые выходили из тесного помещения, чтобы покурить или просто подышать свежим воздухом: «Сам я с Ростова. На вокзале скучно. С этими, — показывает на своих товарищей, — не о чем поговорить. Только бухаем. А я общительный, мне бы перекинуться парой слов. Что там у вас происходит? А то все входят, никто не выходит». — «Там выставка. Зайди, посмотри!» — «Неее!»

фото: Людмила Аношенкова

Так начиналась для каждого посетителя выставка «Анти-герой» (куратор — Роман Минаев). Студенты Школы им. А.Родченко поделились своим пониманием, что такое герой с префиксом «анти-». Для одних это перевернутые образы из классиков, причем классики выбраны такие, что в их статусе уже присутствует ощутимое «анти-». Поэтому оммажи Феликсу Гонсалесу-Торресу и Гюставу Курбе в работах соответственно Евгения Гранильщикова и Антона Карманова были выстроены как двойное отрицание. В первом случае художник просто добавил частицу «не» к хрестоматийным «Идеальным любовникам» — синхронно идущим часам. Теперь и часы были разные и время показывали разное. Во втором случае не менее хрестоматийное «Происхождение мира» сменило пол.


фото: Максим Илюхин

Другие участники выставки пошли иным путем. Елена Артеменко в своей интерактивной инсталляции заставила одних представителей власти терзать и унижать других. Полицейский требовал от священника кусать себя, а священник вынуждал судью раздеваться. Вариантов господства было предложено много, поэтому скопившиеся перед экраном люди старательно их перебирали. Некоторые алгоритмы имели значительный успех и повторялись по два-три раза. Ротация позиций во властных тандемах, как в известной карикатуре, — сегодня эта реалия уже отходит в прошлое, но идеологические конструкции, построенные по такому типу, все еще работают по инерции.


фото: Максим Илюхин

Не обошли вниманием и многочисленные кампании последних лет по созданию негативного образа (официальная точка зрения) или обнажению истинного лица (неофициальная точка зрения) неведомого зверя по имени Власть. Видео Софьи Татариновой живописало жуликов и воров, которые довольно убедительно рассказывали, почему им так хорошо жилось в 2000-х, кого они за это благодарят (ну ясно — кого!) и кому желают дальнейших побед. Такой прямолинейный, условно журналистский прием сразу же дает нужный результат, но, с другой стороны, он же делает искусство предельно пропагандистским и плакатным — а это общая беда нынешнего искусства. Еще одна работа с похожим настроем, но более тонким подходом — это лайтбокс Андрея Качаляна и Людмилы Аношенковой. К нему прилагаются наушники, надев которые, можно услышать проницательный рассказ о том, почему почти бывший премьер/будущий президент целует детей в живот и какие сигналы он посылает, поступая так. И не только об этом. Конспирология, одним словом. Слушается с удовольствием.

А троица анти-героев у входа ожидаемо — все об этом только и шутили — оказалась работой одного из участников выставки — Алекса Корси.

фото: Максим Илюхин

Материал подготовил Сергей Гуськов

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.