Искусство высокой ликвидности

230        0        FB 0      VK 0
09.04.12    ТЕКСТ: 

За продолжительной шумихой вокруг глобального турне «The Complete Spot Paintings: 1986–2011», инициированного галереей Ларри Гагосяна, в адрес Дэмиена Херста последовала новая волна критики — по поводу его масштабной ретроспективы в Тейт Модерн, которая открылась в начале апреля.

Незадолго до открытия в прессе неоднократно поднимался вопрос, зачем Тейт понадобилось организовывать столь дорогостоящий проект. Ввиду того, что это первая выставка, представляющая основные вехи творчества художника и его ключевые работы, многие, как и куратор проекта Энн Галлахер, видят в этом возможность пересмотреть его деятельность в целом. Помимо многочисленных вариаций застекленных шкафов, напичканных всевозможным медицинским инвентарем, уже всем сильно надоевшей живописи с цветными точками и консервированного в формальдегиде зоопарка, где среди различных представителей фауны – акула («Физическая невозможность смерти в сознании живущего», «The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Young») и туши коровы и теленка («Разделенные мать и дитя»), можно увидеть редко показываемую на публике инсталляцию из двух комнат, одна из которых напоминает инсектарий, в котором обитают живые экзотические бабочки («In and Out of Love»). Впервые инсталляция была смонтирована в одном из помещений магазина на Бонд стрит, где также экспонировались холсты, написанные в ярких тонах с утопающими в них куколками чешуекрылых. По замыслу художника, новая партия должна была вылупляться буквально на глазах зрителей, попадая крыльями в ловушку красочной массы. На проекте в Тейт можно изучить конечный результат изощренной концептуализированной «пляски смерти». Кроме того, зрителям предоставляется возможность ознакомиться с несколькими ранними видео («Два каннибала поедают клоуна (I Should Coco)», «Бога нет», «Сделай это»), и даже с видеоклипом работ Херста, который группа U2 использовала в своем выступлении на фестивале в Гластонбери. В целом, хронологический характер экспозиции позволяет увидеть, как зарождалась одержимость художника классическими темами – быстротечность жизни и неизбежность смерти – и как появлялись их безвкусные и гламурные мутации в дальнейшем.

Также существует мнение, что стратегически символический капитал ретроспективы намерен якобы предотвратить потенциальное снижение цен на работы художника. Британский арт-критик, куратор и бывший директор галерей в Глазго, Шеффилде и Манчестере, Джулиан Спалдинг в своей новой книге «Con Art – Why You Ought to Sell Your Damien Hirsts While You Can», публикация которой была явно приурочена к открытию ретроспективы, предлагает всем счастливым обладателям образцов кон-арта (con-art, сокр. от conceptual art, – придуманный Дэмиеном Херстом неологизм, отсылающий к понятию con artist, что в переводе с английского языка обозначает человека, зарабатывающего себе на жизнь мошенничеством, например, как уличный шулер или наперсточник) незамедлительно их продавать, мотивируя это скорой утратой их эстетической и материальной ценности. За столь нелестный отзыв о светиле британского современного искусства Спалдинга не пустили на открытие, где он собирался дать интервью. Некоторые особо импульсивные журналисты после гагосяновского проекта потеряли всякое терпение и в январе этого года посвятили Херсту некролог.

Однако, талант художника притягивать к себе крупные инвестиции проявился и здесь: в качестве спонсора проекта был назначен Qatar Museum Authority. На протяжении последних нескольких лет Катар активно оказывает финансовую поддержку современному искусству, в особенности его британским представителям. Наиболее показательным примером может послужить история, связанная с приобретением эмиром Катара одной из самых дорогих работ Дэмиена Херста – «Весенняя колыбельная». Председатель QMA, дочь эмира, Шейха Аль-Маясса бинт Хамад бин Халифа аль-Тани, сообщила что управление собирается дальше сотрудничать с Херстом и планирует организовать выставку в галерее Al Riwaq, в Бахрейне осенью 2013 года. Тем не менее, большинство выставочных проектов в Тейт Модерн убыточны, но и эта проблема, похоже, имеет решение: ожидается, что за счет притока туристов во время предстоящих летних Олимпийских игр в Лондоне организаторам удастся отбить сумму, потраченную на организацию ретроспективы, которая вошла в их культурную программу.

Безусловно, никто не смог бы справиться с ролью медиатора лучше, чем Дэмиен Херст, который своим брендом обеспечивает оптимизацию всех необходимых ресурсов для реализации формулы успеха. По сути, это те же Олимпийские игры, только всем известно наперед, кто возьмет золото.

ретроспектива Дэмиена Херста в Тейт Модерн, репортаж: Vernissage TV

экскурсия Энн Галлахер и Дэмиана Херста по его выставке в Тейт Модерн, видео: Tate Modern

Материал подготовила Анна Ильченко

Добавить комментарий

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.