Пыльная быль

205        0        FB 0      VK 0
27.04.12    ТЕКСТ: 

Темой для новой выставки в «Laboratoria Art & Science Space» кураторы Симон Мраз и Дарья Камышникова избрали образ пыли. В пресс-релизе указаны способы понимания темы выставки: с одной стороны, руины, с другой – космос. Эти акценты расставлены уже на входе в помещение «Лаборатории», обрамленном соответственно разноликими работами Анатолия Осмоловского и группы «Куда бегут собаки». Лозунг Осмоловского, «подлинная свобода в жесточайшей логике развития – все остальное произвол», вторит здравомыслию кураторов. Наискосок от него, как на боксерском ринге, другой тяжеловес – австриец Эрвин Вурм с энигматическими пустыми пьедесталами, на поверхности которых сохранились лишь пыльные следы – контурные очертания вокруг чистых пятен, оставленных невидимыми телами. Нельзя не заметить ироническую рифму с «Шумом и дымом» Лорана Миньоно и Кристы Зоммерер, которые взяли за основу для работы немецкую пословицу «Все это сплошное пустословие» и представили два телефона, которые переводят звуки человеческой речи в дым.Методическое переведение веса человеческого тела в условные единицы изменяющегося числа на экране от группы «Куда бегут собаки» изящно устанавливает границы сегодняшнего технологического прогресса. Им вторит «Прах сети», работа объединения «Вверх!». Представив практически цветовую таблицу Герхарда Рихтера, художники фиксируют следы человеческого присутствия, затерянного в «бесконечном множестве подобий» (это выражение заимствовано из экспликации к другому произведению).

Максим Ксута-Носков, Сеятель

Здесь надо сразу отметить, что выставка собрала большое число групповых работ, что происходит не так часто, а кураторам удалось отобрать и расположить работы отдельных художников таким образом, что они исключительно дружелюбны друг с другом. Так невозможность избавиться от тела у Сергея Шутова в работе «Пыль мозга» мирно соседствует с фантомным «Сеятелем» Максима Ксута. А повышенная плотность пустот первого зала разрешается полотнами Александры Паперно и Ивана Лунгина, в которых солнце и небесные созвездия равны недостроенным заброшенным зданиям на горизонте окраины, а лирическое мировидение 1960-х (вспомним здесь, что выставка была символически открыта 12 апреля в День космонавтики) сплетается с размышлениями о периферии и центре.

Интерактивные механические организмы, заполнившие второй зал, варьируют преимущественно эксперименты по извлечению звука, доказывая, что заговорить или запеть может любая частица существующего мира: будь то дерево или использованный проездной билет Московского метрополитена, магнитное поле или просто пыль (в экспликации имеется трогательное упоминание, что пыль была собрана на улицах Москвы, где ее хоть отбавляй – и я стал всерьез фантазировать о комическом перемещении грязи из Австрии в Москву, вот уж дело). Перефразируя общий пафос интерактивных работ, «Псевдоморфоза» Натальи Егоровой отсылает к детской «игре в блинчики». Ну а как суммировал И.В.Гете: «Мы на спинах гнутых пляшем, / Вольно в нас искусство наше, / И наука – весела!»

Наталья Егорова, Псевдоморфоза

Самой бодрой оппозицией к этим индуктивным опытам, утверждающим – по крайней мере в границах искусства – сентиментальную линию непознаваемости бытия, выглядит героика абсурда в работе Романа Сакина и Ольги Волковой. Сложные скульптуры, сооруженные из растений и геометрических деревянных панелей посвящены доктрине выведения геометрических растений – наследников французского регулярного парка. Кульминируя в жизнеутверждающем сотрудничестве искусства и науки, выставка завершается декадентски эффектной фиксацией исчезающего, будь то живописно мелькающие книжные страницы в видео группы «Провмыза», «увядшая архитектурная плоть» от Кирилла Асса и Анны Ратафьевой или графические контуры решетки вентиляционной системы у Михаила Толмачева. А лучшего финального аккорда для любого проекта, чем аудиоинсталляция «P.P.S.» Ольги Чернышовой (чихи за приоткрытой дверью), не подыскать.

Дистанцируясь от каких бы то ни было спекуляций, авторы выставки изящно заполняют пространство работами добросовестных художников. Тот факт, что эту выставку сделали именно теперь, не предполагает никаких лишних размышлений или сомнений. Правда, ирония авторов выставки считывается иначе, если учесть, что все те работы, которые здесь собраны, подаются под тэгом «пыль». В пресс-релизе авторы подчеркнули, что, в конечном счете, речь идет о кругообороте жизни. И на фоне итальянских событий с этим невозможно не согласиться.

Алексей Блинов и Федор Софронов, О чем помнит пыль

объединение «Вверх!», Прах сети

Материал подготовил Александр Биккенин

Добавить комментарий

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.