The Spirits of Internationalism: связка миров

326        0        FB 0      VK 0
10.05.12    ТЕКСТ: 
«The Spirits of Internationalism» («Веяния интернационализма») — выставка, которая состоялась сразу в двух важных музеях Бенелюкса, HKA в Антверпене и Van Abbemuseum в Эйндховене, и объединяет шесть коллекций: четыре музейные (M HKA, Van Abbemuseum, MACBA в Барселоне, Moderna Galereija в Любляне) и две частные (Julius Koller Society в Братиславе и KwieKulik Archive в Варшаве). Это последняя выставка серии «1956–1986: Искусство от упадка модернизма до триумфа глобализации». Первая часть этой серии состоялась в MACBAМузей параллельных повествований») и Moderna Galereija («Музей аффектов»).

M HKA, вид экспозиции

Отправной точкой и границами исследования в этой серии выставок служит временной период с 1956 по 1986 — годы, ознаменованные в нижней границе такими важными вехами Холодной войны, как Познанский июнь или Венгерский переворот, а в верхней — годом, когда было начато ядерное разоружение. Пока Западная Европа с жадностью впитывала американские веяния, для европейских художников открылись новые источники вдохновения, неожиданные возможности для сотрудничества с коллегами на Востоке, на Западе и в других уголках мира.

Выставка представляет собой исследование тенденций в творчестве художников обозначенного периода и разделена на несколько смысловых частей — веяний интернационализма: Конкретизм (the Concrete), Сущностное (the Essential),Трансцедентное (the Transcendental), Провокационное (the Subverted), (Dis)located,Универсальное (the Universal), Определенное (the Positioned), а такжеЗаинтересованное (the Engaged).

Van Abbemuseum, вид экспозиции

Раздел «The Concrete» объединяет кинетическое и оптическое направления в творчестве художников в конце 50-х — начале 60-х годов, возникшие из стремления художников в физическому, сенсорному ощущению бытия. В отличие от художников эпохи позднего модернизма, Джексона Поллока, Барнетта Ньюмана, Сая Твомбли и других, для которых абстракция стала формой репрезентации нерепрезентуемого, The Concrete стремится внедриться в реальность, охватывая социальные или политические вопросы, будь то «Пространственная концепция» Лючио Фонтана, «Рисунки в пространстве» Гертруды Голдшмидт (Gego), работы Ива Кляйна или ахромы Пьера Манцони, оптические эффекты Виктора Вазарели и Франсуа Морелле или трансцедентный концептуализм группы «OHO» из Словении.

Произведения, отнесенные к категории «The Essential» отличаются строгостью и силой формы. Бескомпромиссные и уверенные в своей силе они позиционируют свое присутствие как человеческие творения. «Мы — искусство», — вот лозунг, с которым выступают в истории искусства эти произведения, созданные Карлом Андре, Джоном Балдессари, Дэном Флавином, Дональдом Джаддом, Робертом Моррисом, Фрэнком Стелла, Лоуренсом Винером в США 60-х годов.


Marcel Broodthaers, Tapis de sable, 1974

The Transcedental представляет собой переплетения различных наслоений реальности — снов, видений, утопий, вдохновлявших ряд художников в 60–70-х годах. К этой группе кураторы отнесли главным образом участников движения Arte Povera в Италии — Алигьеро Боэтти, Лучано Фабро, Марио Мерца, Микеланджело Пистолетто, а также за границами этого движения — Маринуса Бёзема, Марселя Бротарса, Джеймса Ли БайерзаДжефа КорнелисаГерман де Врие, Рене Хайварта, Ги Мейза.

The Subverted в большинстве случаев встречается в составе других «веяний» 60–70-х, как комбинация возвышенных или утопичных амбиций (например, таких как конкретизм, концептуализм или минимализм) и связью с политическими, экономическими или социальными темами. Одержимые этим веянием, свои шедевры создали Ансельм Кифер, Брюс Науман, Зигмар Польке, Герхард Рихтер, Эд Руша, Энди Уорхол.


Luciano Fabro, Rainbow, 1980, Collection Van Abbemuseum, Eindhoven

В категорию «The (Dis)located» помещены все те, кто занимался исследованием ментального и физического пространства, вдохновляясь понятиями закрытости и дистанции, позицией и расположением, принадлежностью и отчужденностью доглобализационного периода: Стэнли Броун, Андре Кадере, Джеф Гейс, Он Кавара, Юлиус Коллер, «KwieKulik», Младлен Стилинович.

The Universal представляет стремление художников определенного временного периода к утопическому размытию границ между Первым, Вторым и Третьим мирами, то есть капиталистическими, коммунистическими и развивающимися странами, а также выделяет общие в международном контексте социальные, экономические и политические проблемы того времени. Художники, увлеченные универсализмом, представлены в рамках выставки такими именами как Люк Делё, Фина Миральес, Пере Ногера и Панамаренко.


François Morellet, Néon moderne en état de marche (Modern Neon Moving Ahead), 1973, Collection Van Abbemuseum, Eindhoven

The Positioned объединяет Алена Арье-Миссона, Стюарта БрислиЛили ДижуриЭстер ФеррерТомислав Готовак и Тибор Хаджас под знаменем перформанса и перформативности — значимого явления периода Холодной войны.

В завершение, The Engaged знаменует начало эпохи политически- и социально-вовлеченного искусства, которое является своего рода камуфляжем для активизма на Западе. Эта практика проиллюстрирована примерами творчества Виктора Бёрджина, Поля де Вре, «Grup de Treball», «Grupo de artistas de vanguardia», а также Дженни Хольцер, Йорга Иммендорффа, Роберта Индианы, Сильдо МейрелесаАнтони МунтадасаЙозефа РобаковскиМарты РослерНэнси Сперо и Тоона Терсаса.


Alighiero Boetti, I quattro moli, 1982

Выставка словно категоризирует, описывает и исследует течения мысли и тенденции той эпохи. Подготовленному зрителю экспозиция может показаться слишком хрестоматийной, а ее осмотр в большинстве случаев напомнит встречу со старыми друзьями. Однако, на мой взгляд, занимательна сама идея введения кураторами подобной категоризации, создающая нестандартный угол зрения на знакомую историю.


James Lee Byars, Extra Terrestrial 


Tomaz Salamun, Hay, Cornhusks, Bricks, 1969, Collectie Moderna Galerija, Ljubljana


James Lee Byars, Hear TH TI IN PH Around This Chair, 1978, Collection Van Abbemuseum, Eindhoven


Jef Cornelis, James Lee Byars: World Question Center, 1969 (62′6″), MACBA, Barselona


Mario Merz, Senza Titolo, 1984, Collection Van Abbemuseum, Eindhoven


Michelandgelo Pistoletto, Black Sculpture, 1984, Collection Van Abbemuseum, Eindhoven


Michelandgelo Pistoletto, Divisione e moltiplicazione dello specchio, 1978–79


Paul Van Hoeydonck, Fallen Austronaut, 1971, Antverp


Paul Van Hoeydonck, Plexi Relief, 1961–61, M HKA


Jan Schoonhoven, работы 1964–69 годов, M HKA


Piero Manzoni, Tavoli di Accertamento, 1958–60, Collection Van Abbemuseum, Eindhoven


Martha Rosler, Martha Rosler Reads Vogue, 1982, Collection Van Abbemuseum, Eindhoven


Jörg Immendorff, Brecht Cycle, 1976, Collection Van Abbemuseum, Eindhoven


Bruce Nauman, Tony Sinking Into the Floor, Face Up and Face Down, 1973 (60′)


Sigmar Polke, Hohere Wesen befahlen: Rechte obere Ecke schwarz malen!, 1969


Robert Indiana, The Red Diamond American Dream #3, 1962


Marinus Boezem, Soft Table, 1967


Dan Flavin, Untitled (To a Man, George McGovern), 1972


Robert Morris, 9 H-Shapes, 1968


John Baldessari, John Baldessari sings Sol LeWitt, 1972 (12′48″), 1972


Guy Mees, Espace perdu, 1964


Marcel Broodthaers, Gedicht/Poem/Poeme — Change/Exchange/Wechsel, 1973


Herman de Vries, V71-69, V71-63, V71-70, 1971

Материал подготовила Екатерина Крупенникова

Добавить комментарий

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.