Хотя и написано на плакате

247        0        FB 0      VK 0
06.10.12    ТЕКСТ: 

28 сентября в нижегородском «Арсенале» открылась выставка «Московский концептуализм. Начало», которую курирует Юрий Альберт. Симптоматично, что большая ретроспективная экспозиция была открыта не в Москве, а в Нижнем Новгороде и пробудет там до декабря. В «Арсенале» часто повторяют, что у них своя особая история развития. Тренд децентрализации культуры – это их давняя стратегия, которая реализуется в поиске компромиссов с местными властями и публикой. Большое выставочное пространство «Арсенала» функционирует уже год, и выставка самого успешного направления российского искусства второй половины ХХ века маркирует то, что музей достиг столичного уровня в соблюдении техрайдера. Примечательно, что в регионах московский концептуализм в подобных масштабах демонстрировался лишь однажды, и это было в Музее Перми.

Говорить об актуальности и значении московского концептуализма в контексте данной выставки довольно абсурдно. Главный вопрос, которым задаешься: почему выбор темы столь очевиден? Хотя Юрий Альберт не является свидетелем художественной ситуации неофициального искусства 1970-х годов, для него все это тоже история, он обладает большим количеством знаний о направлении. Вообще для него это дебют как для музейного куратора. Он говорит о своих специфических взглядах на концептуализм и причинах, побудивших взяться за проект: «Хотя и написано на плакате, что это главное направление современного искусства ХХ века, на самом деле, про него мало что известно. Всем известно, что это такое занудное, литературное, глубоко теоретическое и скучное, но мне кажется, это не соответствует действительности. Мне кажется, литературоцентричность концептуалистов преувеличена. И если можно ссылаться на литературу, то скорее это будет анекдот и поэзия, чем роман. Кроме Кабакова. Второе, что важно – все говорят о концептуализме как о некой нерасчленимой тусовке. Мне же показалось, что можно четко выделить три группы: первая это Кабаков, Булатов, Иван Чуйков; Комар, Меламид и группа “Гнездо”; третья группа – это Герловины и Коллективные действия. К Комару и Меламиду по типу сознания можно отнести, хоть они и не общались, Пригова, который появился чуть позже. Мне кажется, это первая выставка, на которой представлен только концептуализм, это другой подход. Выставки во Франкфурте и Москве – это скорее не концептуализм, а искусство 70-х. Здесь все строго. Даже нет соц-арта. И почему это важно: я считаю, в 70-е годы в России появилось современное искусство. И все виды, все подходы, формы, техники, методы. Без 70-х годов всего этого просто бы не было».

Как, в итоге, вышло на практике? Даже если только поверхностно знать историю андерграундных течений, то вся выставка покажется сошедшей с книжных иллюстраций. Поэтому впечатления и взаимодействие с объектами были во многом опосредованы тотальным узнаванием – визуальным и аналитическим. Один из «Десяти персонажей» Ильи Кабакова шутник Горохов, «Слава КПСС» Эрика Булатова, «Коммуникационная труба» группы «Гнездо», кубики Риммы Герловиной, документация акций КД, «Пушка» Андрея Монастырского, стихограммы Дмитрия Пригова, «Суперобъекты для суперлюдей» Комара и Меламида, карточки Льва Рубинштейна, записи минималистических текстов Всеволода Некрасова и так далее по списку. Художники и поэты. Ничего лишнего, все довольно строго и ожидаемо. Если говорить о специфике подбора авторов, то надо отметить особое внимание к объектам и акциям группы «Гнездо» и отдельно Виктора Скерсиса. К бонусам выставки можно еще отнести восстановление объекта «Квадратный метр земли» Валерия Герловина.

В большинстве случаев выбор сделан в пользу интерактивных объектов и документации перформансов и акций. Ироничное и прозрачное для объяснения искусство, возможность взаимодействия с объектами это отличная точка отсчета для понимания зрителей без базовых знаний о современном искусстве. Уже на подходе события, тематически связанные с выставкой, подборка нужной литературы в медиатеке, мастер-классы для детей, – в стратегию «Арсенала», которая предполагает постепенное обучение зрителя восприятию современного искусства, московский концептуализм вписывается как нельзя кстати.







Фотографии: Владислав Ефимов
Материал подготовила Анастасия Бирюкова


Добавить комментарий

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.