Больше нигде не могу быть

170        0        FB 0      VK 0
16.12.12    ТЕКСТ: 

«Никакой сентиментальности по отношению к Родине. Абсолютно никакой», – так начинается книга художницы Ирины Поповой, одна из частей проекта «Родная земля», представленного в Амстердаме в рамках «RijksakademieOPEN», дня открытых дверей в арт-резиденции.

Весь проект является воплощением сентиментальности: обрывки воспоминаний, очень личных, тяжелых, высказанных без эмоций, в тоже время предельно эмоциональных. И хотя в моем тепличном московском детстве яблоки, пахнущие домом и садом, никогда не падали мне на голову, каждая строка глубоко отозвалась в моем сердце, воскрешая воспоминания о переживаниях детства и юности 80-х и 90-х соответственно.

Основа проекта – история России, собранная фотографом-документалистом за семь лет в разных уголках нашей необъятной страны. Хочется сопоставить слова с имиджами, но иллюстрации не соответствуют одной истории – они словно антология российской действительности: они будто сняты сразу везде и нигде.

«Со временем фотографии теряют свой первоначальный смысл», – пишет Ирина. Чтобы не упустить последние обрывки смысла, автор консервирует их, точно помидоры на зиму, в банки. Однако, со временем, как свежие помидоры превращаются в консервированные, так и воспоминания получают новый смысл, новую жизнь, промытые, сортированные, аккуратно разложенные. Ирина, как может быть и все мы, русские в Голландии, испытывает ощущение чужеродности этой «искусственной страны», стремление к отчужденности, обратно к «открытой русской душе». С другой стороны, «нелюбимая родная земля» уже неуловимо далека.

Ирина закапывает свои воспоминания в голландскую землю, «может быть предоставляя им последний маленький шанс на выживание». Но не просто закапывает, а создает «секретики», те самые, которые мы в детстве прятали во дворе: «Во время “RijksakademieOPEN” иностранцам, конечно, нужно объяснять, почему так и что такое “секретики”. Но это не страшно и меня не раздражает. Я делаю этот проект для голландцев, именно поэтому я присутствую в студии все дни мероприятия, чтобы общаться со зрителями».

Трагические истории и персональная мифология художника рождают сердечный отклик только в душе русских, и мне становится больно от того, какой невыносимо экзотической кажется эта реальность иностранным читателям и зрителям. Что они ощущают, когда читают о тупой гнилой обреченности российской провинции? Про алкоголизм, злые шутки, самоубийства, нелепые смерти, побои и секс, гомофобию, православие и насилие, хиппи и бомжей? И все это в одном флаконе – сконцентрировано в личной истории молодого человеческого существа. Читаю и вспоминаю Достоевкого. Такая же тяжелая глубоко эмоциональная безысходность. Не хватает воздуха.

Откровение иммигранта заканчивается словами: «После всего этого Россия остается для меня стороной печали. Землей неудовлетворенности. Страной абсурдных трагедий и повторяющейся кармы. Я не могу согласиться с тем, что в ней происходят какие-либо политические изменения или меняется сознание. Каждый раз, когда я возвращаюсь я испытываю двойственные эмоции любви-ненависти. Я больше нигде не могу быть так же счастлива и так же несчастлива, как в России. Иногда я чувствую, что это место за гранью мира. И я решила выбраться оттуда. Выбраться на нейтральную территорию. На территорию забвения и прощения». Я готова подписаться под этими ее словами.

Фотографии: Екатерина Крупенникова и Ирина Попова
Материал подготовила Екатерина Крупенникова


Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.