Кинетизим на службе у музеев

334        0        FB 0      VK 0
10.05.13    ТЕКСТ: 
Fujiko Nakaya. Cloud Installation # 07156, Grand Palais, 2013

Fujiko Nakaya. Cloud Installation # 07156, Grand Palais, 2013

Dan Flavin – Untitled (to you, Heiner, with Admiration and Affection), 1973; Jeppe Hein, Rotating Labyrinth, 2007; Philipe Decrauzat, Shut and open at the same time / Mirrors, 2008; Felice Variņi, Grand Palais, 2013

Интерес к кинетическому и оптическому искусству можно назвать одной из самых заметных тенденций этого арт-сезона в Париже, да и не только. Сразу три крупные французские институции отдали должное этому направлению. Центр Помпиду выставил Хисуса Рафаэля Сото, известного своими «проницаемыми» инсталляциями (pénétrables). Пале де Токио представил ретроспективу работ Жюлио Ле Парка, одного из основателей ГРАВ (G.R.A.V.), знаменитой экспериментальной группы кинетического искусства 1960-х. В лондонской галерее Pace открылась большая выставка Александра Колдера. В конце февраля — начале марта там же прошла Kinetica Art Fair, своеобразная биеннале кинетического искусства. Но самое масштабное событие, объединившее более 150 художников, это выставка Dynamo, открывшаяся в парижском Гран-Пале.

Выросшее из футуризма и геометрического абстракционизма, кинетическое искусство стало известным в середине прошлого века. Оно исследует само понятие движения, которое может быть создано не только механически, но и с помощью оптических иллюзий и световых вибраций. К 1960-м годам из глубокого андеграунда кинетизм быстро «пророс» в модный мейнстрим. Известность приобрели оптические иллюзии: монументальные оп-артовские фрески в стиле Виктора Вазарели заполнили городские фасады и отлично адаптировались для футуристических кинодекораций. Одним из примечательных примеров синтеза массовой культуры и кинетизма можно назвать музыкальное видео Contact! на песню Сержа Генсбура, в котором Брижит Бардо, одетая в футуристическое платье от Пако Рабана, поет на фоне кинетических инсталляций Николаса Шоффера и Марты Бото. Съемки проходили в Париже, в залах выставки «Свет и Движение» (Lumière et Mouvement) в 1967 году.

Переосмысление этого направления началось на заре 2000-х, когда о себе заявила целая плеяда нефигуративных художников, которые вновь обратились к теме нашего восприятия. Видимо, сейчас настало время подводить промежуточные итоги этого всплеска интереса к кинетическому искусству. Куратор Dynamo Серж Лемуан, знаток абстрактного искусства и бывший директор Музея Орсе, решил сделать выставку, посвященную развитию тем света и движения в искусстве XXXXI веков. На ней представлено более 150 художников: от пионеров кинетизма Марселя Дюшана, Александра Колдера, Роббера Делоне, Александра Родченко к мэтрам 1960-х Виктору Вазарели, Франсуа Мороле и к современным художникам — Анишу Капуру, Йеппу Хайну.

Из знаковых работ можно выделить Beyond the fans от Зильвинаса Кемпинаса, калейдоскопическую инсталляцию с цветными призмами от Николаса Шоффера, «Исламские Зеркала» (Islamic Mirrors) Аниша Капурa, лабиринт от Йеппе Хайн, а также другой, не менее известный психоделический лабиринт от художников ГРАВа. Несколько пространственных инсталляций сделаны специально для Гран Пале: «Скульптура из дыма» японской художницы Фудзико Накая, встречающая посетителей перед входом, а также aнаморфная (искаженная с помощью оптической системы) работа Феличе Варини, охватывающая всё пространство террасы. Повторение геометрической формы идеально проявляется, когда посетитель смотрит на произведение с определенной точки.

dynamo-07

Julio Le Parc, Surface couleur –14-2E, Atelier Julio Le Parc, 1972; Nicolas Schöffer, Le Prisme, 1965; G.R.A.V. Labyrinthe, 1963; Александр Родченко, Овальная конструкция номер 12, 1919

Выставка вышла неординарной и полемичной. Во-первых, неоднозначна сама фигура куратора. Лемуан известен своим негативным отношением к Объединению Национальных Музеев (La Réunion des musées nationaux или RMN), которое организовало выставку в Гран-Пале. Во время своего начальства над музеем Орсэ, он резко критиковал вышеупомянутую институцию как «устаревшую» и даже высказался, что Объединению Национальных Музеев «не имеет больше смысла существовать». Естественно, что после подобных заявлений, его сотрудничество с RMN было воспринято не без удивления.

Во-вторых, в прошлом году в RMN и в Гран-Пале произошли внутренние трансформации: обе институции объединились под руководством Жан-Поля Клюзеля, чиновника, и бывшего директора Парижской оперы и президента Radio France. Выставка Dynamo должна была отразить новую — «динамичную» — политику RMN-GP. Тема света, как оказалось, тоже неспроста и содержит намек на главный символ Гран-Пале — знаменитый светопроницаемый купол. Кроме того, выставка Dynamo в некотором смысле заняла позицию традиционно проходящей в Гран-Пале выставки Monumenta. Последняя проходила в музее ежегодно с 2007 года по инициативе министерства культуры и коммуникаций Франции, но в этом — уступила место Dynamo, что также добавило споров вокруг проекта.

Немало сил было брошено на использование новых технологий и обновление имиджа Гран-Пале. Одновременно с открытием выставки музей запустил новый сайт и стал широко использовать социальные сети — довольно распространенный менеджерский ход, чтобы привлечь молодую публику и обновить собственный имидж. Вообще на выставке предостаточно развлечений для публики. Зрителей призывают фотографировать и комментировать произведения на свой мобильный телефон и отправлять их на страничку музея и в Facebook. Готовый результат этого интерактивного развлечения можно посмотреть прямо в Гран-Пале — на специально установленных экранах.

Да и сама тема — кинетическое искусство — вполне зрительская. Чтобы полторы coтни произведений светились и двигались, Гран-Пале пришлось серьезно переоборудовать. Километры кабелей, десятки новых точек wi-fi и полное техническое переустройство практически всех залов, — такова цена амбициозной выставки и менеджерских задач по привлечению новой аудитории.

Но несмотря на множество развлечений, выставка получилась сложной, и рассчитана она скорее на профессионалов, чем на широкую публику. Тем более, организаторы выставки честно предупреждают своих зрителей: многочасовое употребление оптического вперемешку с кинетическим, может быть опасно для здоровья и не рекомендуется лицам, страдающим головокружением и эпилепсией.

Материал подготовила Юлия Гарбузова

dynamo-13

Рисунок неизвестного посетителя в книге отзывов к выставке

Добавить комментарий

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.