Роман Мокров «Спрячь в ладонь новорожденный огонь»

17        0        FB 0      VK 0

24 апреля в ММСИ открылась выставка Романа Мокрова «Спрячь в ладонь новорожденный огонь», посвященная свадьбам и бытовой сакральности их ритуалов. Aroundart публикует видеодокументацию вернисажа, в рамках которого состоялась настоящая свадьба. 

05.05.14    ТЕКСТ: 

24 апреля в Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре открылась выставка Романа Мокрова «Спрячь в ладонь новорожденный огонь», посвященная свадьбам и бытовой сакральности их ритуалов. Выставка открылась с размахом — настоящей свадьбой, которая, с одной стороны, стала иллюстрацией работ и сюжетов Ромы Мокрова, а с другой — привнесла в них новое измерение искренности и наивности. Незатейливые ритуалы, давно утратившие исконный смысл, вдруг приобрели его на новом уровне. Aroundart публикует видеодокументацию вернисажа и свадьбы Антона и Инги, которая стала главной частью художественного действа и фактором, способным сгладить этическое напряжение, возникшее у некоторых посетителей выставки.

Если ты чувствуешь, что она не такая как все, то ты влюблен в нее.

Мэрилин Монро

Любовь — драгоценнейшая вещь на свете. Что бы ни стояло на втором месте, оно стоит слишком далеко от любви…

Брижит Бардо

Когда кто-то любит тебя, и когда ты делаешь кого-то счастливым, ты вдруг начинаешь чувствовать себя самым красивым человеком в мире.

Анджелина Джоли

Свадебный обряд в традиционных обществах строился на основе сакральных смыслов. Ритуальными обрядами и заговорами пытались изменить окружающую реальность, наделив ее желаемыми событиями и действиями. Современная цивилизация утратила связь с сакральным смыслом жизненных циклов, с миром волшебства и чуда. Однако в своей повседневности человек пытается обрести новые смыслы и ритyализировать важнейшие жизненные события, исходя из сформировавшейся системы ценностей, пытается восстановить нити, способные привлечь провидение на свою сторону.

Современные свадебные обряды — ярчайший пример создания новых магических формул и ритуалов, отражающих жизненные ценности нашего времени. Основная часть действа, в настоящее время считающегося традиционным, сформировалась относительно недавно, в период 50–60-х годов ХХ века, когда, устав от войн и исторических потрясений, народ попытался создать красивую сказку, основывающуюся уже на реалиях системы ценностей индустриального общества. В последние годы вошли в моду обряды, направленные на привлечение недвижимости или доходной работы. Нельзя сказать, чтобы традиционные ценности, такие как, к примеру, плодородие, перестали быть важной частью свадебных ритyалов и игр. Как правило, именно в них сохраняются традиционные сакральные смыслы, корнями уходящие к архаическому сознанию традиционного общества и переходящие из поколения в поколение практически без изменений. Далеко не последнюю роль в организации и проведении свадебных торжеств играет и зависимость от менталитета и мнения социума, которая выражается в пресловутой формуле «чтоб всё как у людей», привносящей дополнительную стереотипность в сценарий события, обуславливая предметную среду, призванную создать неповторимую атмосферу желаемого достатка и благополучия.

Каждый этап свадебного торжества содержит в себе отсылку к системе ценностей, возводимой социумом в разряд наиважнейших. Выкуп невесты, призванный продемонстрировать финансовую состоятельность жениха, прогулка по «местам силы», создающая иллюзию связи поколений и продолжения истории, а уж про насыщенность банкета и сопровождающих его игр знаками написана не одна научная статья.

С тщательностью антрополога Роман Мокров изучил последовательность и сакральный смысл свадебных ритуалов, вычленив их стереотипные и архетипические элементы, благодаря которым можно понять суть заложенных в свадьбу смыслов и ожиданий, воссоздать сакрализацию повседневности, призванную сделать брак долгим, счастливым и плодородным. представленные в форме тотальной инсталляции медиаработы бросают зрителя в омут безумного свадебного дня, когда предвкушение праздника смешивается со страшным волнением и беспокойством, веселье — с неловкостью, — дня, в который все подвиги совершаются во имя любви.

Текст куратора Дарьи Камышниковой

Видео: съемка — Павел Жучков и Андрей Рюрин, монтаж — Антон Лоскутов, предоставлено Романом Мокровым

Добавить комментарий

Новости

+
+
13.03.17
06.03.17

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.