Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.
#Санкт-Петербург

Сигнал #1 и #2: Энциклопедия петербургского искусства

840        6       

Aroundart публикует фотоотчеты кураторских проектов «Сигнал-1» и «Сигнал-2. Искусство настоящего» Александра Теребенина и Петра Белого, а также посвященный выставкам и петербургскому искусству текст искусствоведа Лизаветы Матвеевой.

30.06.14    ТЕКСТ: 

В конце мая и июня в Санкт-Петербурге в бывшем конструкторском бюро на проспекте Кима прошли две выставки под общим названием «Сигнал». Первый проект под кураторством Александра Теребенина был контекстуальным и работал с наследием конструкторского бюро, во второй части, куратором которой стал Петр Белый, созданные произведения были дополнены новыми, чтобы представить срез современного петербургского искусства. Вторая выставка «Сигнал  Искусство настоящего» стала и своеобразным продолжением предыдущего кураторского проекта Петра Белого «Невидимая граница».

Aroundart публикует фотоотчеты выставок «Сигнал 2014» и «Сигнал – Искусство настоящего», а также посвященный выставкам и петербургскому искусству текст куратора и искусствоведа Лизаветы Матвеевой.

«Сигнал 2014», лофт Contour, 23.05

Фотографии: Иван Карпов

«Сигнал. Искусство настоящего», лофт Contour, 26 — 29.06

Фотографии: Михаил Григорьев

Черный дирижабль Александра Подобеда – мутант, пролетающий через несколько выставок, трансформируясь, транслирует новые смыслы. Парящая «Душа», темная, громадная, излучающая мерцание внутреннего огня, светящееся психо – душа «Сигнала».

«Сигнал – Искусство настоящего» – это вторая выставка на территории одноименного КБ. Состав художников сегодняшнего проекта частично перешел из предыдущего, некоторые работы, претерпев небольшие изменения, экспонируются вновь. Две выставки разительно отличаются друг от друга. Смена куратора привела к смене политики: Петр Белый расширил контекст выставки с советского завода до Петербурга.

Из отголосков прошлого проекта остались претерпевшие некоторые изменения работы Анны Франц, Сергея Денисова, Александра Морозова, Юрия Никифорова, Игоря Панина, Алексея Грачева, Петра Швецова, Ирины Васильевой, Александра Дашевского, Александра Теребенина, Петра Белого, Аси Маракулиной, Лилу С. Дейл, Ивана Химина. Новые произведения подготовили Илья Гришаев, Виталий Пушницкий, Платон Петров, Елена Губанова и Иван Говорков, Семен Мотолянец, группа «Север 7». Среди присоединившихся ловцов «настоящего» Александра Зубрицкая, Александра Гарт, Стас Багс, Влад Кульков, Александр Подобед, Кирилл Хрусталев, Денис Патракеев, Владимир Григ.

Процесс формирования экспозиции проходит параллельно с нарастающим ажиотажем по случаю подготовки международной биеннале современного искусства Manifesta 10 в Эрмитаже. Внезапно накрывшая Петербург волна современного и супер-актуального набирает обороты, захватывая все культурные и не очень площадки. Локальное петербургское искусство присутствует на фестивале в виде эпизодических вливаний в публичную и параллельную программы – основной проект, к сожалению, проигнорировал существование местного и актуального. «Сигнал – искусство настоящего» – выставка, включающая в себя сильную историческую перспективу, мощный строительный фундамент петербургской художественной сцены и складывающиеся на его основе кирпичи и блоки молодого дерзновенного искусства.

В предыдущем проекте «Сигнал 2014» было показано преимущественно искусство site-specific: каждому художнику предоставлено отдельное пространство и неограниченный доступ к останкам конструкторского бюро. Результатом стало современное контекстуальное искусство на территории брошенного советского производства.

Сегодняшняя выставка – это энциклопедия петербургского искусства, «энциклопедический дворец», но в отличие от музея-мечты Марино Аурити, «Сигнал» включает в себя петербургских художников, состоявшихся, по-зрелому сдержанных и молодых, экспрессивных, смелых. Экспозиция очерчивает историческую перспективу, добавляя «настоящее» в виде той неуловимой субстанции, которую пытаются нащупать художники и кураторы.

Выставка, сама того не ведая, превращается в музей, в музей обсессий с разным сроком изготовления. В своем первоначальном функциональном значении музей был «результатом институционализации коллективных суждений по поводу произведений искусства» (Виктор Агамов-Тупицын. В круге общения). Сегодня музейные коллекции существуют как готовый продукт субъективного выбора коллекционера: будь то Екатерина II или Николай Харджиев. В 1917 году «Фонтан» Дюшана перевернул ситуацию с ног на голову: теперь музей сам институализирует произведения искусства. Как объект может стать произведением искусства, попав в музей, так и любое пространство может стать музеем, выставочным пространством, если в него попадет настоящее искусство. «Сигнал» – это, конечно, не музей в полной мере. Говоря языком джентрификации, это лофт, пространство, изменившее свое функциональное назначение. Здание закрытого производства в прошлом сегодня обнажает природу искусства, очищает его, являя работы художников во всей их подлинности. Здесь нет идеологических надстроек и авторитаризма экспозиции, как происходит в музейных залах. Экспозиция «Сигнала» становится неделимым организмом, из которого посетитель «выдергивает» тот или иной объект. Он сам себе куратор, выбирающий, в какие комнаты пойти, перед каким произведением остановиться, здесь почти действует флюксовское «каждый может быть художником». Зритель самостоятельно решает смотреть на выставленные работы или скользить глазами по электрощитам, проводам и дверям: бытовые детали в сегодняшних обстоятельствах обретают новые значения.

Выставка – это результат коллективной работы художников, кураторов и искусствоведов. Дистанция между художниками и куратором нарушена, потому что Петр Белый, взяв на себя обязанности куратора, художником быть не перестал. Дистанция сокращена до минимума. Современная ситуация напоминает организацию легендарной выставки Харальда Зеемана When attitudes become form. Этот процесс формирования проекта не менее, а, может, даже более важен, чем его итог. Выставочная команда включает в себя более 40 человек, участники общаются друг с другом, обсуждают свои проекты, что наделяет их большей свободой проявлений. Связь между художниками и куратором важна, ее необходимо беречь, на смену дистанциированному кураторству приходит сокураторство, возникают новые связи. Они дают возможность одновременно достаточно цельно и разрозненно представить художественную сцену Петербурга. Новый «Сигнал» витальный, движущийся, развивающийся, живой организм, хребет которого состоит из позвонков истории. В «Сигнале» три исторических раздела: «Ретромутанты», «Новые тупые» и сам КБ «Сигнал».

Ретромутанты – художники, идеологически разные, объединенные техникой – коллажем, не только с точки зрения формальных признаков, но и содержательных. Оказавшись в ситуации безвременья, между прошлым и будущим, они смешивали разные существующие эстетики и играли с ними, в результате чего образовывалась новая. С одной стороны, они отказались от визуальных шаблонов, а с другой – смешивали их в своих коллажах. Художник всегда работает не на пустом месте, а с оглядкой назад, обладая коллективной памятью. Работы представленные на выставке в «Сигнале» – живопись, объекты и видео. Все они сделаны в технике коллажа. Андрей Рудьев, как идеолог направления, выступил в качестве куратора ретромутантской выставки внутри проекта «Сигнал» и показал всю полноту этого направления. Художник-ретромутант – бриколер, творящий образы и смыслы, основанные на личных ассоциациях. Работы художников вместе образуют коллаж ретромутантизма, похожий на ребус, разгадка которого дешифрует объединяющую их эстетику.

«Новые тупые» – другой ретро-нарост. Фотографии, повествующие историю бытования группы с 1996-го по 2000-й год, являются частью художественного архива. «Новые тупые» появились в то время, когда в Петербурге не было современного искусства, но было его предвкушение. Они отказались от накопленного багажа, чтобы сделать радикально новое, исследовать жанры, о которых что-то слышали, но ничего не знали, – перформанс, акция. Попытка понять самого себя в ситуации безвременья, пустоты, что вылилось в поведение, которое стало формой существования нескольких художников. Жизнь подменила искусство, сама стала произведением искусств. Аналитический подход отвергался, иррациональные желания оказались во главе угла. Перформансы «Новых тупых» объединялись идеей «Придем и будем жить». Чем «бытовее» были их акции, тем в большей степени они были искусством, чем проще они вели себя, тем серьезнее нужно было относиться к их действиям. Открытые чувства, спонтанные интенции – осознание самого себя как постоянного явления, то есть художника. Новые тупые самоорганизовали школу несуществующего тогда в России contemporary – это был уникальный опыт познания мира и себя в мире, который привел к минимализму и отказу от самого себя.

Раздел «Культурная археология» – результат возглавляемой Александром Теребениным художественной раскопки на территории КБ «Сигнал». Художник делает упор на самостоятельную красоту вещей. Выступая в роли архивариуса, как Клаас Ольденбург в своем проекте «Музей мыши», он демонстрирует найденные в «Сигнале» драгоценности. Советский завод в руках Теребенина становится инсталляцией, художник внедряет в выставку отдельные штрихи из найденных на «Сигнале» объектов. Found art – основополагающий прием в формировании этого музея.

Молодые художники, принимающие участие в «Сигнале», находясь в системе координат предшествующей им истории, стремятся проникнуть в ткань будущего. Они находятся в поисках искусства грядущего. Проект «Излишне непродуктивная интенция художника» Стаса Багса – бьющиеся друг о друга резиновые мешки, формально напоминающие сердца, внутренние часто болезненные импульсы художника, его непрекращающиеся поиски новых изобразительных средств и форм.

Александра Зубрицкая создавая «настоящее» говорит об отсутствии будущего. Фотографии, видео и росписи на стене – это попытки поймать ускользающее «сейчас» за неимением «завтра». Жизнь проходит в стремлениях что-то сделать – это состояние молодой души, нахождение в неопределенности и нестабильности, существование в non place, несостояние, складывающееся обрывками слов и образов наподобие визуальной поэзии.

Кирилл Хрусталев, ловец минималистичного и немногословного «настоящего», за полдня создал «Молитву» из бетонных плиток. Простой, лиричный, честный образ, найденный на месте и в найденном месте, сработал для художника как пункт остановки и вопрошания в настоящем.

Последняя комната, затемненная, как будто в стороне от остальных, таит в себе видео-инсталляцию «Перевал» Виталия Пушницкого. Графичные черно-белые облака из разных мест и из разного времени, слитые в одно единое видео, ускоренно перекатываются через «перевал», выстроенный из прошлой инсталляции «Федерация» Елены Губановой и Ивана Говоркова, которая была показана на первом «Сигнале». Разломанная мебель, мусор, метафорически превращается в объемное пространство. Настоящее будущее строится на обломках прошлого. Игровое отношение к материалу и такое же – к прошлому, избавляет от тяжелых раздумий над будущим.

Кроме работы Пушницкого здесь находятся кинетические скульптуры Елены Губановой и Ивана Говоркова под названием «Вчера. Сегодня. Завтра». Головы, задыхающиеся в полиэтиленовых мешках иллюстрируют всю трагедию зажатого в тисках социальных табу и правил современного человека. В настоящем на него давит прошлое, над ним устрашающе нависает будущее. Человек становится ведомым, безынициативным. А смысл проявлять себя, когда прошлое, настоящее и будущее негласно предписаны и предначертаны соображениями морали?

Экспозицию выставки заканчивает видео Владимира Грига, названное «13 комнат», в нем мы видим 12 комнат, изображенных в разрезе. Это кино-ребус, к разгадке которого призван зритель. Разгадка кроется в 13-ой комнате – в пространстве бессознательного Я смотрящего на экран. Происходящее в этих комнатах похоже на абсурд, здесь нарушены все логические связи, сходу ничего не понятно. Таким же непонятным и абсурдным покажется содержание комнат на выставке «Сигнал – искусство настоящего» для постороннего и неподготовленного зрителя.

Лизавета Матвеева

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.