Манифеста 10: Как агрессивный зритель пронесся мимо Бойса

721        0        FB 0      VK 0

В минувшие выходные в Санкт-Петербурге завершила свою работу Манифеста. Об итогах нашумевшего и стихшего к концу проекта рассуждает Лизавета Матвеева.

05.11.14    ТЕКСТ: 
KMO_142267_00018_1

Томас Хиршхорн, Срез, 2014 // Манифеста 10, Главный штаб // Фото: Александр Чиженок/Коммерсантъ

В минувшие выходные в Санкт-Петербурге завершила свою работу Манифеста – самая спорная и самая обсуждаемая в этом году биеннале современного искусства. Об итогах нашумевшего и стихшего к концу фестиваля рассуждает Лизавета Матвеева. 

Для меня Манифеста 10 началась в августе прошлого года вместе с петицией за проведение биеннале в Петербурге. Обсуждение бойкотирования фестиваля и требования его отменить или перенести из Мекки гомофобских настроений захлестнули западное художественное сообщество, но совершенно никаким образом не проявились в разговорах локальных художников. Меня и моих коллег-подруг это расстраивало, почему мы и инициировали петицию в поддержку Манифесты в Петербурге. Так начались рассуждения в местной артистической среде.

Основной проект в Главном штабе и в самом Эрмитаже оглушил всех громкими именами классиков. Профессиональное сообщество, конечно, и до этого видело работы Йозефа Бойса или Марлен Дюма, из чего можно сделать вывод, что выставка, в первую очередь, была рассчитана на широкую публику, и это правильно. Мероприятие такого масштаба не может быть направлено на узкий круг специалистов, тем более, если оно проходит в одном из крупнейших музеев мира. Но нужно сказать, что хотя количество посетителей и перевалило за миллион, зритель десятой Манифесты был агрессивен и везде искал подвох. Зачем все эти мнительные персонажи шли на выставку, сохраняя враждебный настрой и повсеместно задаваясь вопросом «а это искусство»? Удивительное сочетание недоверия и нежелания вникнуть, понять и задержаться перед работой больше 7 секунд оставляет открытым вопрос о том, какое влияние оказала Манифеста на широкую публику и какой след оставила после себя.

Говоря о публике, хочется вспомнить Ночь Манифесты 10, которая прошла почти под самое закрытие и по факту оказалась рейвом в стенах музея. Очереди на концерт Mujuice, танцпол в зале Вольфганга Тильманса, дети, которые бросались частями инсталляции Томаса Хиршхорна, толпы, за которыми не рассмотреть самой Манифесты, – в голове крутилось «дикари». Смотрители в шоке повторяли посетителям: «Это выставка, а не дискотека», но, кажется, их никто не слышал. К слову, по окончанию выставки Манифеста понесла некоторые убытки – к концу недосчитались трех фотографий Тильманса и модельки машинки Франсиса Алиса.

хиршхорн

Томас Хиршхорн, Срез, 2014 // Манифеста 10, Главный штаб // Фото: thenewcontemporary.com

Публичная программа биеннале несла паразитарно-приспособленческий характер, внедряясь в городскую среду и отображая местное нонконформистское искусство. Мероприятия, которые курировала Иоанна Варша, стали для Петербурга прямым напоминанием о том, что выставки можно делать везде, а не только в музеях и галереях, что, к слову, всегда было в крови у местных художников, стоит вспомнить, как минимум, выставку Новых художников на разведенном Дворцовом мосту и многочисленные акции Новых Тупых.

Благодаря существованию Параллельной программы, местные художники и институции подхватили общий манифестанский запал, Петербург забурлил разными событиями и тем самым поднял градус художественного напряжения до естественной отметки города федерального значения. Вообще тот факт, что Петербург принял у себя Манифесту, говорит о его добровольном признании собственной несостоятельности и потому – о потрясающем чувстве самоиронии и удивительной искренности. Европейская биеннале современного искусства двадцать лет назад была основана как фестиваль, который приходит в проблемные зоны, чтобы инициировать конфликтный диалог. То, что мы сами признаем свою неполноценность и в чем-то отсталость, свидетельствует о нашем желании меняться, двигаться дальше и дает надежду на развитие.

Я бы сказала, что хэдлайнером всей Манифесты 10 стала инсталляция Хиршхорна при всей ее попсовости и прямолинейности. Abschlag, или «Срез», – для меня эта работа прежде всего про Петербург. Владимир Стерлигов в послевоенные годы, гуляя по городу, наткнулся на полуразрушенный дом без фасада, а в одной из квартир висели его картины. Трагичный эпизод из и без того непростой жизни ленинградского авангардиста еще больше включает впечатляющую своим масштабом работу швейцарского художника в местный исторический контекст. Проблема связи времен, столкновения прошлого и настоящего, памяти и происходящего – обрушенный фасад с оригиналами из Русского музея становится символом всей Манифесты в Петербурге. Она показала публике срез современного искусства, которое также оказывается на стыке времен, согласно концепции куратора Каспера Кенига.

Сегодня испытываешь странное чувство, понимая, что Манифеста закончилась. Она притерлась, обкатала залы Эрмитажа, а яркая оранжевая реклама по городу примелькалась. Конечно, сложно говорить об итогах биеннале и о том, как она повлияла на локальный контекст и местную художественную среду, спустя лишь несколько дней после закрытия. На мой взгляд, размышления над итогами фестиваля похожи на телевизионные шоу, где персонажам переделывают квартиры, гардеробы, внешность, семьи и жизни, а спустя несколько месяцев приходят проверить, как им живется в новых условиях. Наверное, необходимо пожить в постманифестанском пространстве и понаблюдать за внутренними процессами. Но уже сейчас можно сказать, что она наглядно показала возможность существования качественных проектов в Петербурге и тем самым задала планку, которую с этого лета стремятся держать все институции. Кроме того за эти четыре месяца она приучила нас к присутствию искусства, а, если вспомнить слова Гилберта и Джорджа: «Быть с искусством – вот все, чего мы просим».

бойс

Йозеф Бойс, Экономические ценности, 1980 // Манифеста 10, Государственный Эрмитаж // Фото: kyky.org

Добавить комментарий

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.