#Открытия

Открытия недели: 16 февраля – 1 марта

342        0        FB 0      VK 0

Выставки молодых художников — Дениса Петракеева, Анастасии Вепревой, Марии Сафроновой и Елены Минаевой, коллективные проекты молодых фотохудожников, студентов института БАЗА, а также эстонское искусство.

02.03.15    ТЕКСТ: 

Выставки молодых художников — Дениса Патракеева, Анастасии Вепревой, Марии Сафроновой и Елены Минаевой, коллективные проекты молодых фотохудожников, студентов института БАЗА, а также эстонское искусство.

Денис Патракеев, «День первый», студия «Непокоренные», до 14 марта

Эстетская и минималистичная выставка-инсталляция – результат художественного поиска первоформы, архе-мира. Использование материалов таких, как земля, соль и свет, несет в себе множество интерпретаций, связанных с религиозно-философскими учениями и с фольклором, и создают тот самый мир-первооснову до человеческого существования. Денис создал такое пространство, где земля теряет силу притяжения, где дуализм мира, с одной стороны, смещается и стирает собственные границы, с другой – выявляет себя с большей силой. Свет проникает сквозь землю, земля возникает из света, горизонталь сменяет вертикаль, верх становится низом. Происходит постоянный переход из одного состояния в другое. В этом проекте живет какое-то мистическое волшебство, практически первобытное, оно улавливается на бессознательном уровне, что открывает многочисленные возможности для толкований. Это ощущение первобытности усиливает еле отчетливый звук, музыка, созданная литовским музыкантом Gintas K. «День первый» – по сути продолжение тех идей и размышлений, с которыми Денис работал в своих предыдущих произведениях. Более того, само название предполагает продолжение: где есть первый день, будет и второй, и третий и так далее. – Лизавета Матвеева

Не[свое]временное, MOMMA на Гоголевском бульваре, до 29 марта

(В рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии»)

Выставка, уже показанная в петербургском «Фотодепартаменте» прошлым летом, объединяет десяток молодых российских художников, работающих с медиумом фотографии и над его расширением. Фотография – это не метод, это инструмент, в данном случае, чтобы поговорить о коллективном прошлом и его проявлениях в личном настоящем. «Нащупать общее пространство опыта», – так определила задачу проекта его куратор и руководитель «Фотодепартамента» Надежда Шереметева. Получилось именно что нащупать: попытки молодых художников выглядят робкими и подчас неубедительными. Мария Сакирко пытается преобразить суровое городское пространство с помощью стола, за которым можно выпить чаю, Анастасия Богомолова шьет из маминой ткани платья для себя, Екатерина Юшкевич документирует свои бессчетные попытки попасть на шоу «Поле чудес», Алексей Боголепов снимает архитектурное наследие советского модернизма, Евгений Молодцев – церкви в спальных районах. Для одни фотография становится инструментом документации собственного опыта и проживания, для других – инструментом исследования и сопоставления. Все вместе складывается в робкий портрет той части поколения, которой чужд критический настрой и социальная направленность. Если эти качества и проникают в их работы, то будто по чистой случайности – являясь частью их повседневного опыта. В этом ощущается наивность и слишком прямой взгляд. – Е. И. 

«Футуристическая мимикрия», Выставочный зал «Домик Чехова», до 20 марта

На прошлой выставке – «Вечно живой труп» – студенты и выпускники Института БАЗА предъявили свою волю к прилежному вскапыванию истории искусства. Нынешняя выставка более камерная и кураторами выступили сами студенты института, обратившись за организационной поддержкой к Государственному музею В.В. Маяковского. Здесь это вскапывание предъявило себя еще рельефнее: работы сопровождаются текстами, но не авторскими или кураторскими, а добытыми из всевозможных искусствоведческих книг. В них – определения таких явлений, как дада, футуризм, конструктивизм, окна РОСТА и проч. – неожиданно или ожидаемо рифмуются с работами. Сочетания балансируют на грани игры и пафосной серьезности. Эти тексты задают определенный ракурс взгляда на работы: создают ощущение отправленного в карантин искусства, обезопасенного традицией, четко установленной между произведением и зрителем как барьер (что вполне можно посчитать оправданным в конкретных экспозиционных условиях). Работы молодых художников этой ситуации сопротивляются с разным успехом, где-то и вправду обнаруживая свою беззубость, а где то – любопытные находки, за развитием которых хочется следить. – О.Д.

«11000 тысяч лет спустя», галерея «Люда» (Санкт-Петербург), до 5 марта

24 февраля, в День независимости Эстонии, или, как его называют эстонские художники, День рождения Эстонии, открылась выставка современного эстонского искусства. 5 художников, трое из них в составе коллектива Art Container, привезли работы разных лет. Куратор Янно Бергманн, сам будучи художником, решил объединить нескольких авторов и через их произведения подумать над тем, что сегодня интересует народ, чьи предки жили на этих территориях более 10 тысяч лет назад.

Пэетер Аллик, наверное, единственный знакомый петербургской публике художник из Эстонии, привез серию «Как стать богатым и красивым». Четыре гравюры, увеличенные до баннерного формата, подскажут самый простой и прямой путь к успеху: секс, деньги, насилие и ненасытность. Евгений Золотко представил часть своей масштабной инсталляции. «Ангелу лаодикийской церкви» – фрагмент назван по одной из глав последней книги Нового Завета, или Апокалипсиса. Видео с учителем, который показывает мальчику фокус с рыбкой, помещенной в жидкий азот, наброски античных скульптур, умывальник – концептуальное и при этом очень чувственное высказывание будит детские воспоминания, сомнения, страхи, порождает размышления о древнегреческих идеалах красоты и нравственности. Группа Art Container показывает инсталляцию «Кингдом оф хевэн». С определенной периодичностью пространство галереи заполняется гулом и посреди зала вырастают пять желтых крестов, чтобы через какое-то время снова упасть, а потом – вновь подняться. Работа не о христианстве, на месте креста мог оказаться могендовид, звезда и полумесяц или колесо сансары, да и нельзя сказать, что инсталляция только о религии. Крест – очевидный для любой культуры символ, который, как и религия или вера в целом, требует огромных усилий и энергии для поддержания их жизнеспособности. Янно Бергманн, кроме коллективной работы в составе Art Container, также представляет две графические серии, оммаж другому эстонскому художнику Марко Маэтамму. «Молчаливые дома» и «Кровоточащая медиа» – шесть листов, минималистичные, монохромные, с контрастными красными пятнами. Мы строим свой дом, а за его стенами оказываются множественные кровоточащие раны, войны, болезни, всплески агрессии…

На выставке становится очевидным объединяющий эстонских художников фактор – прямота. Высказывания бьют не в бровь, а в глаз без лишних хождений вокруг да около, метафор и цитат. Удивительно, что эта прямолинейность, открытость не ограничивает возможности интерпретаций, а, наоборот, порождают огромный потенциал для трактовки произведений. – Л. М. 

Анастасия Вепрева, «Lost machine», Лаборадория «Интимное место» (Санкт-Петербург), до 10 марта

В медиумах фотографии, рисунка и картографирования Анастасия Вепрева исследует пространство, расположенное между областями капитализма, национализма и гендерной теории. «Потерянная машина» – это и прямая цитата из новостной ленты, сообщающей о потере очередной единицы военной техники и метафора, обозначающая территорию и население страны как захваченную недоброжелателем феминную сущность. Совокупность социальных институтов, как механизм, контролируемый из вне, максимально манипулируемый и осуществляющий насилие вопреки собственному желанию и интересам. – Марина Мараева. 

Мария Сафронова «Игра общего вида», галерея «Триумф», до 12 марта

Новая выставка Сафроновой – это часть большого триптиха о человеке как инструменте системы. Финальным по логике, но первым по времени создания, был «Распорядок дня»: зарисовки из стен психиатрической лечебницы, где даже драки между пациентами происходят по расписанию. В нынешнем проекте Сафронова демонстрирует нетривиальный взгляд на детские игры: здесь они становятся механизмом по производству унифицированных человеческих существ, способных действовать лишь в рамках заранее заданных правил. Это иллюстрации ко всем известным сценкам из постсоветского детства, на которых «веселые старты» в школьном спортзале и детсадовские утренники оборачиваются мрачной антиутопией. По всем законам жанра здесь оказывается и фабрика по штамповке юных биороботов: аккуратные ряды одинаковых детских фигурок, разноцветная площадка с качелями, мусорные контейнеры с бракованными ногами и головами. Идеально выверенная система человеческого существования, которой Сафронова подписывает безнадежный приговор: выхода нет. – Яна Юхалова

Елена Минаева «Темнота под кроватью», галерея «Электрозавод», до 7 марта

Инсталляция молодой художницы сочетает проекцию, звук и объект. И если видео и звук создают некое виртуальное измерение, которое утягивает прочь от физически ощутимого, то объект в эту ощутимость возвращает. В кадре два плана: человек, безостановочно и безуспешно пытающийся встать, и маячащее прямо по центру монструозное существо с щупальцами (праобразом которого, по словам художницы, стали цветы на полотнах одной из серий Гогена, которые были художником придуманы). Пластилиновая копия этого существа, уже недвижимого, находится на низком постаменте перед проекцией. Текущая общественно-политическая ситуация, насквозь прошитая агрессивной игрой массмедиа, а также последние трагические события открывают целый ряд возможных интерпретаций работы. И этот ряд настолько внушителен, что от него даже хочется работу уберечь. – О.Д.

Фотографии: Денис Патракеев, Анастасия Скворцова, Михаил Григорьев, Елена Ищенко, Ольга Данилкина, галерея «Триумф»

Добавить комментарий

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.