#Открытия

Открытия недели: 6 – 19 апреля

545        1        FB 0      VK 0

Персональные проекты Таисии Коротковой, Сергея Лоцманова, Сергея Сапожникова, музейные выставки Макаревича и Елагиной, Немухина и Мастерковой, а также молодые художники – Иван Новиков, Илья Романов и Лука Басыров.

Персональные проекты Таисии Коротковой, Сергея Лоцманова, Сергея Сапожникова, музейные выставки Макаревича и Елагиной, Немухина и Мастерковой, а также молодые художники – Иван Новиков, Илья Романов и Лука Басыров.

Таисия Короткова «Закрытая Россия», галерея «Триумф», до 26 апреля

Выставка состоит из трех живописных серий, созданных в период с 2010 года до сегодняшнего дня: «ИТЭФ» – зарисовки будней Института теоретической и экспериментальной физики, где художнице удалось побывать лично, «Границы империи» – собирательные образы современного состояния границ СССР по условным четырем направлениям света, «Производство и захоронение АЯТ» – снова будни, но уже предприятий по переработке ядерных отходов, серия основана на фотографиях сибирских блогеров с химкомбината «Маяк». Короткова в традиционном медиуме живописи, за которым в России стоит глыба советского наследия соцреализма, обращается к теме ненужных государству учреждений и людей – покинутые места, обедневшие институты, потерявшие статус научные сотрудники (к слову, подобной проблематики не первый раз касается Дима Филиппов в своей последней выставке). Так предприятия былой славы оказываются на обочине, поддерживаемые лукавой инерцией. Не менее важной частью выставки оказывается ее каталог, в котором художница публикует интервью с учеными о состоянии дел в сегоняшней науке в России. Слово «закрытый» в названии, на первых порах воспринимаемое как маркер истерики имени железного зановеса, в результате имеет больше общего со значением отмененного, прерванного, того, чье функционирование более не является актуальным и нужным – как закрытый кинотеатр или проект развития Домов новой культуры, который вроде бы проект, но человеческого измерения в нем никто не отменял. Так и проект соцреализма или шире – статуса искусства и его задач. За счет выбора темы художница создает парарллель с проблемой самого медиума, который всякий раз сваливаясь в нарративность вынужден искать тому серьезное оправдание. Здесь, кажется, баланс найден. – Ольга Данилкина

Сергей Лоцманов «Планета Карт», галерея «На Шаболовке», до 10 мая

Рассмотрим понятие картакак обобщенное изображение, содержащее некую систему координат и условных знаков. Представим, что изображения могут включать в себя не только ландшафты, но и повседневные объекты, система координат – это сетка из пересечения информационных, культурных, социальных потоков. Получим модели виртуального мира, представленные на выставке Сергея Лоцманова. Картография здесь один из примеров моделирования, программирования. Художник не создает живописные полотна, а использует медиум живописи для визуализации системы кодов. Лоцманов говорит, что краска – это рэди-мейд, способ ее нанесения сродни забвению. Его виртуальные миры автономны, наделены своим «здесь и сейчас», системой функционирования, обусловленной взаимодействием элементов произведения (видимых и подразумевающихся). По пути в галерею я сверялась с навигатором, это будничный жест оказался близок «Планете Карт». Представить себя движущейся точкой на упрощенной и многократно уменьшенной копии окружающей реальности не сложнее, чем изучать прекрасные виртуальные миры Сергея Лоцманова. – Катя Шуйкова 

Лидия Мастеркова «Лирическая абстракция»; Владимир Немухин «Грани формализма», МОММА на Гоголевском бульваре, до 31 мая

Выставка Андрея Ерофеева – идеальный пример того, как не надо делать ретроспективные выставки, особенно – двойные, особенно – некогда близких людей, живших и работавших бок о бок в течение несколько лет и влиявших друг на друга. Владимир Немухин и Лидия Мастеркова – безусловные мастера модернизма, художники, стоявшие у истоков современного российского искусства, которые, конечно, заслужили внятную, большую ретроспективу. Но совсем не такую, какую можно увидеть в ММСИ. Владимир Немухин представлен сотней работ разных периодов – с конца 50-х до самых последних, причем тех, что сделаны уже после 90-х, больше, и они ощутимо хуже (чего только стоят упражнения с историей искусств, где миниатюрный «Поцелуй» Климта украшен цветными камушками). Но понятно, что искусство Немухина не ограничивается «Гранями формализма»: уже в работах конца 70-х чувствуется движение к объекту (карта выходит из плоскости, превращаясь в предмет), а позже – к поп-арту и даже концептуализму (например, в работе «Маркетри», 1995), и вот это движение на выставке показано не было.

Количество в случае Немухина совсем не переходит в качество, скорее наоборот – проходные работы затмевают хорошие и важные, которых, стоит сказать очень немного – например, организаторам выставки не удалось привезти произведениях из музея Зиммерли. С Мастерковой – ситуация обратная. Ее работ на выставке около 20, представлены они в двух залах, которые вписаны в ретроспективу Немухина, будто и ее искусство – это исключительно его проект. Работы Мастерковой только советского периода, нет ни одной, сделанной в эмиграции, после 1975 года. Но каждая из них великолепна и приковывает куда больше взглядов – даже на вернисаже в залах с ее работами людей было значительно больше. И это, конечно, наглядный урок для всех кураторов – как молодых, так и, казалось бы, опытных: голос произведения часто звучит громче и сильнее голоса куратора. – Елена Ищенко 

Сергей Сапожников «Полароид стрип», галерея XL, до 15 мая

«Мини-ретроспектива» в галерее XL Сергея Сапожникова составлена из лент поляроидных снимков разных лет. Называется «Поляроид стрип». Продается столами, в четырех которых лежат под стеклом, «в хрустальных гробах» поляроиды. Впечатление выставка производит гнетущее: поляроид, призванный «хватать момент», увековечивать естество, оказывается здесь документатором сложносочиненных искусственных инсталляций в духе Фрэнсиса Бэкона, из под цветной геометрии которых нет-нет и прогладывает одетая человечина. В последнем столе и вовсе «как бы» случайные снимки из Италии, в одном из которых позирует сам фотограф. Стратегический сдвиг парадигмы Сергея Сапожникова здесь казалось бы налицо: фотограф, печатавший свои работы огромного формата и обрамлявший их в пафосный багет, здесь как бы соскальзывает в парадигму другой галереи. Сапожников делает кажущуюся эфемерной инсталляцию из быстро выцветающих поляроидов. Как ход – переключение от товарного дорогого формата в концептуальный – это могло бы стать интересным. Но, увы, сюжетного оправдания такая форма не находит. Поляроиды Сапожникова – это не атмосферные поляроиды Тарковского, не портретно-фриковые Энди Уорхода, не документация надрывной маргинальности Дэша Сноу. Сегодня поляроид кажется вторичной фетишизацией и «распечаткой» на уличном автомате преждевременно устаревших кадров инстаграма (в котором кстати живет и Сапожников), а весь проект поляроидной ленты прочитывается не конвульсивно-антропологически, не в режиме моменто-мементо, а имеет настроение пафосной скромности малого жанра, натянутой и ненужной. – Анна Быкова

Иван Новиков «Перевернутая корзина», галерея pop/off/art, до 17 мая

Это третья сольная выставка Ивана Новикова и первая  в этой галерее. Новиков позиционирует высокую модернистскую абстракцию через мотивацию её объектно-ориентированным исследованием природы и совмещает её с экологической критикой — эта стратегия отличает его от иных практиков природного поворота. На стенах десять холстов новой серии, произведенных в специфической технике смывающего окрашивания. Вдоль плинтуса выстроен горизонтальный ряд фотографических документов, памятующих о сороковой годовщине камбоджийского переворота. Тот исторический момент знаменует выхолащивание нововременных идеологий одновременно с зарождением осознания окружающей среды — концептуальное сплетение, находящееся центре фокуса как Новикова, так и в теоретических рассуждениях об Антропоцене. В центре галереи заимствованные из Ботанического сада крупные фикус и пассифлора, дополненные мотыгой и разбитым ретро-холодильником.

Практика Новикова означена и дискурсивным производством: к вернисажу он перевел эссе поборника эко-литературоведения Тимоти Мортона (экземпляры которого, увы, уже на открытии моментально разобрали), а 23 апреля на выставке пройдет круглый стол. – Егор Софронов

Илья Романов «Найденные сады», галерея «Электрозавод» и кураторская мастерская «Треугольник», до 21 апреля

Илья Романов примыкает к набирающему обороты тренду обращения к природе. Лаборатория городской фауны (Алексей Булдаков и Анастасия Потемкина) изучают жизнь растений и животных в городе, Илья Долгов ведет Лесную газету и проникается теорией познания Гете, Иван Новиков  через растительность стремится разобраться с живописью. В этом хороводе колосочков, прутиков и фикусов Илья Романов занимается методичным воспроизведением собственного взгляда  галерея завешена блокнотными зарисовками пейзажей и самими его фрагментами в виде коряг, в углу и на стене  видео с одной лишь точкой обзора от некоего идущего, зацикленное без всякого монтажа. Развязка драмы оказывается уже в кураторской мастерской, где в легендарном углу подвешен холст с написанным на манер японских каллиграфий фрагментом дерева, а перед ним  повторяющая контуры изображенного ветка, но уже настоящая. Воспроизведение взгляда оказывается зацикленным, сводя свой смысл будто бы к нулю  то есть ставя вопрос шире: о том, в чем смысл самого искусства. Ответ самого художника на этот вопрос в выставке будто бы остается открытым. – Ольга Данилкина

Лука Басыров «Третье Барокко», Лаборадория «Интимное место» (Санкт-Петербург), до 21 апреля

Лука Басыров создает живописные работы с декоративной рельефной структурой и является представителем жанра Венской (Европейской) школы Фантастического реализма. Его картины, наполненные темной эстетикой макабра и зачастую откровенного квир-фэнтези, находятся в диалоге с сообществом, но этот диалог такого свойства, которое кураторам «Интимного места» пока не удалось осмыслить и описать. «Интимное место» задумывалось как место встречи разных сообществ, стратегий и языков, как средство преодоления замкнутости сообществ деятелей искусства. Выставка работ Луки Басырова, в этом смысле эталонный проект для «Интимного места» – сообщество из которого этого проект происходит и к которому он обращен находится максимально далеко от сообщества, инициировавшего создание «Интимного места». Выставка Луки Басырова состоит из 13 живописных и графических произведений, 6 из которых дополнены таинственными рассказами в которых переплетаются мистика, сюрреализм и эротика. В выставочном зале звучит музыка специально подобранная художником: от Марена Маре до «Оргии Праведников». Солист группы «Оргия Праведников» Сергей Калугин, в ходе посещения выставки, при параллельности профессий отметил выраженное сходство в их взглядах на «вольтерианское инферно» — основной мотив представленных на выставке произведений. После чего художник и музыкант договорились о воплощении некоего совместного проекта. По словам художника, «Третье барокко» это единственная стилистическая возможность манифестирования телесной свободы в условиях реставрации идеи греха. – Марина Мараева

Игорь Макаревич и Елена Елагина «Анализ искусства», ГТГ на Крымском валу, до 31 июля

В ГТГ на Крымском Валу в залах искусства 1940–1950-х годов дуэт московских художников-концептуалистов Игорь Макаревич и Елена Елагина рассуждают на тему взаимоотношения искусства и музея, на тему музеефикации мира, универсализма взгляда в пределах малого пространства. Художники вносят в экспозицию обыденные вещи, из которых выстраиваются инсталляции. Чтобы увидеть эти три инсталляции, следует пройти зал с цитатами из мифологии Макаревича и Елагиной и понять, что на этом дело не заканчивается, ибо надо двигаться дальше, в следующий зал и посмотреть на него с изнанки. Ироничный взгляд художников на означенное искусство вдруг открывает изумлённой публике, что изнанка советского таит в себе все предпосылки для рождения совершенно параллельных концептуальных поисков. То есть, концептуализм формируется в недрах советского искусства, как не только обособленное явление, но и как полемика с соцреализмом. Художники исключают идеологию в чистом виде омытых дождями вождей из области внимания, оставляя только живопись социалистической реалии. – Ольга Турчина

Фото: Анна Быкова, Ольга Данилкина, Елена Ищенко, Марина Мараева, Ольга Турчина, Галерея на Шаболовке.

Добавить комментарий для Есть мнение: Сергей Сапожников The Drama Machine Отменить ответ

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.