Эхо Филиппова

581        2        FB 0      VK 0

В двух пространствах – галерее «Электрозавод» и кураторской мастерской «Треугольник» состоялась выставка Димы Филиппова «Эхо чего-то прекрасного». К прекрасному приобщалась Анна Комиссарова.

28.04.15    ТЕКСТ: 

Дима Филиппов «Эхо чего-то прекрасного», галерея «Электрозавод» и кураторская мастерская «Треугольник», 3 – 12 апреля 2015

filippov elektozavod echo (13)

В двух пространствах – галерее «Электрозавод» и кураторской мастерской «Треугольник» состоялась выставка Димы Филиппова «Эхо чего-то прекрасного». К прекрасному приобщалась Анна Комиссарова.

Седьмая персональная и четвертая в Москве выставка Димы Филиппова – это последний штрих к портрету художника в юности, написанный им самим. Он вырисовывался из набросков в записной книжке, которую Дима вел во время обучения в ИПСИ и институте «База», из реализованных работ, общения с другими художниками и кураторских проектов. Выставка не сообщает зрителю, знакомому с творчеством Димы Филиппова, ничего нового, но раскрывает процесс его становления как художника, куратора и организатора artist-run space.

Экспозиция составлена из объектов-цитат кураторских проектов «персоналок» других художников. Строительная сетка на полу с выставки Наташи Тимофеевой переводит взгляд на стоящую в углу трубу – коридор Насти Кузьминой. Фрагмент графити на стене напоминает о проекте «Революционная ось» Ганны Зубковой и Екатерины Васильевой, а площадная плитка, кажется, тут так и осталась лежать после выставки Оли Зовской. Прямо посреди этих урбанистических обломков транслируется лиричное и завораживающее видео, снятое уже самим Димой, где мы видим архитектурные останки сооружений советской эпохи, торчащие на фоне щемяще красивых и безлюдных пейзажей Сахалина, степей Алтая и Дивногорья. Время поработало с ними в духе минимализма и лэнд-арта: лишило утилитарности и придало форму специфических объектов, утверждающих свое присутствие как напоминание об утраченном. Природное как часть культурного ландшафта неизбежно оказывается в том же списке жертв. Пример – сахалинское озеро, на вид такое естественное, фактически образовалось на месте, куда сливались отходы с горнорудной шахты. Опознавая их как тела исторической трагедии, Дима превращает скорбные пейзажи в памятники, а карту страны – в тотальный музей под открытым небом. Он обводит красной нитью фундамент разрушенного здания, как охраняют музейный экспонат, очерчивают труп и оцепляют место преступления. Рядом с озером он ставит красную метку, обозначая зону экологической катастрофы, а холм разрезает алой лентой, которая символизирует насильственное «движение людей», попавших под распределение во времена Советского Союза.

filippov elektozavod echo (10)

«Эти места снова так похожи на наши», – пишет Дима на баннере, резюмируя итог своего путешествия по России, повторяющее путь его семьи. Исследуя постсоветское пространство через личную историю, Дима выстраивает связи между поколением отцов и детей, центром и периферией, урбанистическим и природным, андеграундной галереей и живым музеем. На выставке этот зеркальный эффект проявляется в подобии форм современных художественных объектов и обломков прошлого. Расколотая плитка рифмуется с фрагментом видео, на котором отец Димы рушит бетонные стены дома, строительная сетка – с лентой поперек холма, железная труба – с остатками металокаркаса. Поколение детей, как и отцов, обнаружило себя в застывшем времени среди разбитых иллюзий. Но будучи носителями разных контекстов, они находятся на огромной дистанции друг от друга. В результате язык современного искусства и художественные проекты, осмысляющие опыт тех, кто пережил перелом времен, оказываются в лучшем случае ими непонятыми, а в худшем – встреченными враждебно. В видеозаписи диалога Димы с отцом этот коммуникативный кризис предстает во всей наготе, как бетонный каркас разрушенного здания завода, похожий на скелет кита из «Левиафана» Звягинцева.

Размышляя о причинах этого кризиса в тексте к выставке, который сам Дима называет манифестом, он говорит о внутрисистемной замкнутости современного искусства, пренебрежении к локальному контексту и неспособности противостоять идеологии и пропаганде, что приводит его к мысли о бессмысленности существующих художественных практик.

По его логике, наиболее прогрессивной и, пожалуй, безальтернативной стратегией может стать создание ситуаций, побуждающих к диалогу, и отношений, проникнутых утопическим стремлением преодолеть разобщенность людей, пространств и времен. Ее реализация требует совместных усилий и подразумевает изменения на всех уровнях – от форм художественной практики до принципов существования в арт-системе. Судя по выставке, это означает переход от автономного объекта – к открытой коммуникативной ситуации, из стен white cube – в общественное пространство, от личных проектов – к работам «расширенного авторства», от индивидуальной подчиненности институциям – к коллективной независимости.

filippov elektozavod echo (9)

Выстраивая отношения между альтернативными пространствами галереи «Электрозавод» и кураторской мастерской «Треугольник», выставками – прошлыми и настоящей, своими работами и проектами других художников, идеями и произведениями, Дима создает необъектное высказывание о возможности такого сообщества и его важности в процессе формирования художника. Вопрос о преодолении изоляции самой галереи со сложной пропускной системой Электрозавода и территориальной удаленностью остается еще открытым. Дима говорит, что планирует больше ездить по стране, создавать проекты в публичном пространстве. Но последуют ли за ним его коллеги?

Объекты показаны на выставке, прежде всего, как результаты, «эхо» коммуникации, в которой стирается грань между художественной и кураторской практикой, поскольку и то, и другое есть формы донесения идей, находящихся в общем поле и не имеющих авторства. «Насколько бы ни отличались работы разных авторов, с исторической перспективы их произведения все равно будут отображать те процессы, которые происходили в их времени», – пишет Дима в своем манифесте. Окажется ли сообщество этапом в творчестве отдельных художников или сможет оказать влияние на более широкий контекст, покажет время. Как бы то ни было теперь, когда большинство проектов из записной книжки реализованы, и разрозненные мысли оформились в четкую программу, в работе молодого художника Филиппова начинается новый период, который, возможно, оставит за собой эхо в истории.

Фото: галерея «Электрозавод»

Добавить комментарий для Открытия недели: 27 апреля – 17 мая | Aroundart.ru Отменить ответ

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.