#АСИ

От инженерии идей к инженерии мест

335        1        FB 0      VK 0

Никита Сафонов об Агентстве сингулярных исследований (АСИ) – инициативе художников Анны Титовой и Стаса Шурипы в одном из пространств ЦТИ «Фабрика»

10.06.15    ТЕКСТ: 

«Агентство сингулярных исследований» в пространстве ЦТИ «Фабрика»

asi-fabrika_01

Посетители АСИ на Ночи музеев, 14 мая 2015 // Фото: АСИ

В ночь музеев 14 мая Агентство сингулярных исследований (АСИ) – инициатива художников Анны Титовой и Стаса Шурипы в одном из пространств ЦТИ «Фабрика» – приглашает на презентацию фирмы «Реди Мейд» и обещает гостям «корпоративные подарки». На месте выясняется, что представители фирмы не явились, но посетителям не дают заскучать брендированные флажки и козырьки, а также отчаянные слоганы «ВСЕ БУДЕТ READY MADE» и «I LIKE READY MADE IN YOU!». О спекуляции, иронии и сборке идей — Никита Сафонов.

Когда медиа переживают реальные кризисы, привычные методы подачи контента сталкиваются с разного рода проблемами: ставшие традиционными формы репрезентации (не так давно казавшиеся инновационными) становятся по меньшей мере сомнительными, а поле художественного перегружается за счет собственного перепроизводства. В воздухе начинает витать абсолютно ясное понимание необходимости заняться исследованиями, чтобы переформулировать цели и определить новые задачи.

Примерно в этом ключе формулируются основные направления работы АСИ — организации, обосновавшейся в апреле на территории ЦТИ «Фабрика» сроком на два года. Планируется конструирование ситуаций на границах разных форматов (выставок, дискуссий и т.п.), которые отражали бы актуальное положение дел в культуре и искусстве. По словам основателей, ими предоставляется место, которое должно концептуально трансформироваться с каждым событием, происходящим в нем. Собственно, само название указывает на уникальность каждого факта такого преображения. Отчасти это пересекается с тем, с чего начинает Бадью свое «Малое руководство по инэстетике», утверждая, что работа искусства всегда сингулярна и может быть рассмотрена только в рамках художественного дискурса. Политика АСИ, если исходить из сформулированных основателями целей, идет еще глубже — к тому, что каждое отдельное событие в предлагаемом пространстве может быть рассмотрено в рамках собственной сингулярности. Таким образом, общая конструкция работы агентства выглядит попыткой создать некую конфигурацию, состоящую из отдельных и самодостаточных фактов производства смыслов, собственно — исследований.

asi-fabrika_03

Таким образом анонсируется это предприятие не просто как очередное художественное пространство, которое впишется в общую карту среды, а как продуманная модель, точнее, как образ модели, способной к перевоплощениям и конвертациям в разных направлениях. Если модель имеет жесткую структуру и, помещенная в какое-либо место, предполагает только композиционное изменение этого места (например, с помощью перебора разных традиционных форматов — выставок, дискуссий, лекций и т.п.), то образ модели подвижен, он способен быть трансформируем концептуально. Преобразования образа модели — это попытки создания особых условий, способных не просто менять внутренний периметр места за счет монтажа или привлечения представителей разных сфер искусства с очередными лекциями, но и саму модель делать всегда другой за счет конструирования в ее рамках неповторимых событий. Речь идет, скорее, о создании ситуаций, внутри которых место получало бы все новые горизонты для реализации.

В этом отношении приуроченный к открытию «Апокалиптологический конгресс» (24 апреля – 24 мая) – презентация фрагмента архива, найденного художниками, – выступает своеобразной, но вполне конкретной метафорой возможностей такого образа модели. Опробованный в рамках другого проекта художников – Observarotium на «Манифесте» – способ последовательного конструирования логического безумия в этом случае принимает более серьезные масштабы и обрастает еще большим числом потенциальных смыслов.

asi-fabrika_05

Архив — хранилище знания, греч. «присутственное место» — комплект документов, фиксирующий определенный временной период определенной деятельности и тем самым позволяющий делать выводы о ее характерных тонкостях. Фрагмент архива, который был найден Титовой и Шурипой, — это осколки конгресса, посвященного феноменам глобальных катастроф, одной из любимых тем масс-медиа, которая периодически (с разных драматургических ракурсов) освещается в рамках воображаемых гибелей человечества. Лабиринт из черно-белых коллажей, распечатанных на баннерной ткани, очень примерно указывает на тематические зоны, с которыми работали апокалиптологи, вовлеченные в это мероприятие. Цунами, смывающие спальные районы, куски метеоритов, наброски схем, кадры древних рептилий из «Парка Юрского периода» и разверзшейся земли из компьютерной игры перемежаются изображениями интерьеров, в которых проходил конгресс (в том числе сувенирного магазина, где собраны разные артефакты). По словам Шурипы, проводящего небольшую экскурсию по этому лабиринту, все коллажи позволяют получить представление о пространствах — тех, в которых событие имело место, и тех, с которыми работали исследователи.

Отдельно в стороне расположено еще одно дополнение: фотография части стены, подвешенная так, что она заслоняет сфотографированную фактуру — в духе современных фальшфасадов, закрывающих строительные леса. За фотографией находится работающий динамик, из которого раздается звук одинокого хлопка. По мере перемещения вокруг этой работы слуховой аппарат зрителя начинает путаться, порождая собственные акустические иллюзии относительно того, где находится источник звука – предполагая, что за стеной. Это, как можно догадаться, разъятая в пространстве и времени запись аплодисментов, звучавших на конгрессе — в разных точках слышны отдельные хлопки, которые при должном усилии воображения можно соединить в насыщенные овации и тем самым реконструировать еще одно пространство, в котором проходило одно из заседаний.

asi-fabrika_07

Все эти пространства имеют сложную структуру, вообразить их можно исключительно абстрактно. С трудом можно представить конкретный вид конкретного зала, в котором проходил конгресс, так как репрезентированы они словно сквозь калейдоскопический окуляр, в котором остается только мысленно пытаться их достроить. Это, скорее, образы пространств — подвижные модели представления, с которыми зритель вынужден работать самостоятельно, пытаясь дать им жизнь в собственной голове. В этом отношении фрагмент архива, представленный к открытию, является неким описанием перспективы деятельности самого агентства, лежащей в пограничных областях разных условных форматов.

Несмотря на всю ироничность метода, который продолжили дополнять и переосмыслять Титова и Шурипа, он является сложным механизмом, нацеленным на постановку вопросов о «контекстах и эффектах художественных практик». Всепоглощающая информационная волна становится объектом для тонкого эстетического серфинга, который позволяет запускать процессы, получающие воображаемую реализацию. Если в случае с проектом Observatorium субъект безумия, сконструировавший свою логичную систему, аннигилировал сам собой, «Апокалиптологический конгресс» не имеет завершенности — хотя бы потому, что в доступности имеется только фрагмент, верхняя часть айсберга — и вполне возможно, что он продолжается прямо сейчас.

asi-fabrika_06

Таким образом, речь здесь идет не столько об эффекте иллюзии, бесконечно воспроизводящей саму себя — посетитель может придумать сколько угодно несуществующих интерьеров и представить себе остальные части конгресса, а n посетителей, соответственно, n в степени бесконечность возможных конфигураций, разработок и тем, обсуждавшихся на нем. И не столько о выхваченной из пустоты чистой идее, получающей развитие от ненавязчивого импульса («найденность» фрагмента архива и есть та выхваченность). Здесь имеет место то, что можно назвать инженерией идей — процессом, когда схваченному концепту придаются очертания и проектируются его базовые основания, после чего он и начинает работать самостоятельно. В случае с реконструкцией «Апокалиптологического конгресса» этот процесс осуществляется на манер росчерка, вольного наброска — минимальное количество средств выразительности, объединенные в рамках строгой инженерной сборки, складывают устойчивый фундамент презентации того, что имело место. Несуществующие интерьеры, в какой-то степени, становятся существующими, так как обретают жизнь в мысли субъекта, который дает им шанс быть сконструированными из частей заданной общей схемы.

Масштабы возможного, порождаемые таким способом, и предоставляют свободу, необходимую для заявленного переосмысления роли художественной практики в текущих социокультурных процессах. Собственно, и сам метод является парадоксальным настолько, что рассматривать его аналитически не представляется (пока) возможным — он располагается в смутном зазоре между спекуляцией и действительной работой. В этой связи приходится очень кстати распечатанный и включенный в экспозицию фрагмента архива комментарий к анонсу мероприятия на Colta.ru — да, это спроектировано из ничто.

asi-fabrika10

Фото: АСИ, Aroundart.ru

Вы также можете сходить на лекцию Стаса Шурипы в ИПСИ, пожертвовав 1500 рублей на развитие сайта Aroundart.ru. Подробности на странице кампании на Planeta.ru здесь

Добавить комментарий для Анна Титова и Станислав Шурипа: «Бюрократы создают реальность, просто называя вещи» | Aroundart.ru Отменить ответ

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.