Заново осмыслить наши представления о государстве

290        0        FB 0      VK 0

О прошедшей в киевском Центре визуальной культуры выставке «Говорят, там ты найдешь своё счастье» — части художественно-исследовательского проекта «Эксплуатация воображаемого» — Александра Зайцева.

26.06.15    ТЕКСТ: 

«Говорят, там ты найдешь свое счастье», Центр визуальной культуры, Киев, 20 мая — 15 июня, 2015

govoriat tam_cvk-kiev_25

Сергей Попов «Лозунги Украины», 2015

В киевском Центре визуальной культуры прошла выставка «Говорят, там ты найдешь своё счастье». Она является частью художественно-исследовательского проекта «Эксплуатация воображаемого» (кураторы — Сергей Климко и Леся Кульчинская) и включает интернациональный состав участников. С подробностями — Александра Зайцева.

Первая часть проекта «Эксплуатация воображаемого» была реализована в 2014 году в рамках IV Московской биеннале молодого искусства и фокусировалась на проблеме политического воображаемого масс в эпоху виртуализированной пост-политики, новых медийных механизмах контроля и сопротивления, которые она порождает. Выставка «Говорят, там ты найдешь свое счастье» продолжает эту линию, делая акцент на концепте государства. Последнее в данном случае рассматривается не только как реальная властно-политическая структура, но и как сконструированная массмедиа коллективная фантазия, симуляция.

Сами кураторы комментируют ее следующим образом: «В течение года наши представления о государстве, которые казались очевидными, превратились в открытые вопросы. Сначала Майдан, который сравнивали с утопической республикой, задал вопрос о соотношении общества и государства, о возможности самоуправления, породил всплеск дискуссий и мечтаний о редизайне государства, государственных аппаратов, механизмов управления. Затем у нас на глазах произошла смена знакомого контура, привычный визуальный образ государства Украина теперь в конфликте с реальными границами. Миллионы людей проснулись в другой стране. Пока мы готовили этот проект, в мире появилось новое государство — Либерленд, основанное либертарианцем Витом Едличкой на сербо-хорватской границе. Эти процессы настоятельно требуют заново осмыслить наши представления о государстве, территории, о функциях государства, его признаках, понятии гражданства, гражданских прав, тех понятий, на которых строятся сегодня внешние и внутренние политические отношения».

Вид экспозиции

Выставка объединила 14 участников из разных стран, среди которых Atelier Populaires de Paris, Баби Бадалов, Яэль Бартана, Владимир Воротнев, IRWIN Group, Никита Кадан, Хуан-Пабло Мациас, Сергей Попов, Алексей Радинский, Томас Рафа, Николай Ридный, Шон Снайдер, Татьяна Федорова, Fokus Grupa, Хаим Сокол.

Коллектив Ateliers Populaires de Paris специально для выставки создал работу «Гемониев помост». Она представляет собой ораторскую трибуну, которая собирается из легкодоступных промышленных лесов и предназначена для любого общественного пространства. Сама конструкция была вдохновлена рисунком 1790 года французского ремесленника — революционера Сьера Жирара, он изобрел переносную ораторскую платформу, которая может быть использована гражданами при необходимости для решения того или иного вопроса и создать что-то на подобии древнегреческой агоры. Само название работы отсылает к древнеримской гемониевой терассе, на которой, как известно, выставлялись на показ тела казнённых преступников. Таким образом, с точки зрения формы, это одновременно и агора, и эшафот. Сами художники объясняют, что «коллективные возможности здесь соседствуют с социальным исключением», — это напоминает о диалектичной природе всех общественных процессов. Идея художников заключается в том, что зритель сам становится спусковым механизмом производства смыслов работы, что создаёт для него ситуацию выбора и способствует саморефлексии.

Ateliers Populaires de Paris «Гемониев помост», 2015

Словенский художественный коллектив IRWIN представлен знаменитой работой Was ist Kunst (2007) , сделанной в сотрудничестве с Вооруженными силами Грузии: это фотография, на которой военные своими телами сложили фразу «Что такое искусство». IRWIN также известны как участники проекта «Нового словенского искусства» (NSK), созданного совместно с музыкантами Laibach. В 1991 году в рамках NSK было основано виртуальное государство со своим представительством, официальными паспортами, но без территориальных границ и правительственных структур. Также недалеко от Центра визуальной культуры, на одном из городских билбордов размещена их же работа «Время для нового государства». Билборды IRWIN появлялись на улицах многих городов, включая Москву, и имеют интересную предысторию. В 2010 году участники коллектива приехали со своей акцией в Нигерию. В Лагосе они обнаружили рекламные билборды неизвестного происхождения, на которых располагался текст «Время для нового государства. Говорят, там ты найдешь своё счастье». Никто из местных жителей не знал, к чему они относятся, однако впоследствии они были уверены, что эти плакаты – часть проекта IRWIN. И только спустя какое-то время, выяснилось, что эти билборды — рекламная компания Coca-Cola. Позже художники апроприировали этот жест, превратив его в работу, которая демонстрирует ситуацию срастания инструментария искусства, рынка и политики. Куратор выставки Сергей Климко поясняет, что «сегодня концепт государства, которому фактически и посвящена выставка, превращается в один из инструментов гибридной политики, опираясь на свою цифровую симуляцию, играя по правилам маркетинговых стратегий Sony или Coca-Cola».

Украинский художник Алексей Радинский совместно с художником из Словакии Томашем Рафой представили фильм «Люди, которые пришли к власти», снятый весной прошлого года в Донецке, Артемовске и Славянске в среде пророссийского движения на Востоке Украины. Художники попытались зафиксировать процессы, связанные с формированием воображаемого псевдо-государственного образования.

Никита Кадан специально для выставки создал работу «Газелька». Это флаг, сделанный из разорванного шрапнелью фургона обыкновенной грузовой «газельки» (ГАЗ-3302). Машина была найдена автором весной 2015 года в Северодонецке. Лишенная любой национальной символики, работа может иметь несколько возможных линий интерпретаций. Это и «флаг разрушенных мест человеческого обитания» и «флаг лишенных флага». Как говорит сам художник: «Важнейшим вопросом является то, как музеифицировать войну, как рассказать ее, продолжая не нами начатый исторический рассказ».

Никита Кадан (Украина). «Газелька», 2015

Никита Кадан «Газелька», 2015

Творческий коллектив Fokus Grupa из Хорватии создали «Уголок для чтения». Художники поднимают вопрос о реактуализации сербо-хорватского конфликта посредством военных действий на востоке Украины. За основу они берут историю с памятником скульптора Кузьмы Ковачича «Алтарь Родины», посвященный «всем, кто умер за Хорватию» и символизирующий ее независимость и суверенитет. В настоящее время расцвет ультраправых политических организаций по всей Европе привел к возврату к теме войн на Балканах 90-х годов. Апроприация этой войны националистами привела к рождению новых мифов и воображаемых конструктов. Fokus Grupa создает свой «алтарь родины», сочетая минималистские кубы с текстами из прессы, посвященными участию хорватских добровольцев на стороне вооруженных сил Украины и сербском участии на стороне самопровозглашенных республик.

Fokus Grupa «Уголок для чтения», 2015

Fokus Grupa «Уголок для чтения», 2015

Работа художника Баби Бадалова «Антропологическая поэзия» посвящена проблемам иммиграционной политики, а также интеграции и ассимиляции представителей различных культур в современном обществе. Бадалов, опираясь на собственный опыт художника-беженца, иммигранта, одним из репрессивных элементов этой политики видит язык.

Работа украинского художника Владимира Воротнева «Похищение Европы чумаками» во многом навеяна воспоминаниями о Майдане, во время которого ему интересно было наблюдать за стихийным заимствованием протестующими европейской символики. Объединив звезды Евросоюза с героями культового украинско-советского мультфильма, играя со смыслами, Воротнев создает противоречивый, несколько ироничный образ, который, тем не менее, имеет отношение к реальности, в которой существует сейчас украинское общество.

Ситуация поиска нового места и нового времени, в которой мы все сейчас находимся, требует критического осмысления со стороны искусства. Как емко сформулировал «общее место» в разговоре о текущей политической ситуации Славой Жижек: «…битва за то, какой будет новая Украина начинается сейчас, и она будет гораздо тяжелее борьбы с путинской интервенцией». Именно поэтому так важно сейчас исследовать возможности художественного сообщества влиять на формирование представлений об альтернативном государстве. Это сложный многообразный процесс, в котором размываются границы между искусством и политикой, коллективным и индивидуальным, между реальностью и утопией, явью и воображением.

Фото: Центр визуальной культуры, Киев

Добавить комментарий

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.