#Самоорганизация

Пространства автономии, часть III

751        0        FB 0      VK 2

Самоорганизованные художественные пространства Москвы: типография «Оригинал»

19.10.15    ТЕКСТ: 
valeria_19

Выставка «Genius Loci/Духи места», кураторы Наталья Самкова и Петр Ширковский, типография «Оригинал», 2007 // Фотографии: Валерия Олейник

Продолжение исследования Саши Шестаковой, посвященного самоорганизованным художественным пространствам Москвы последних 15 лет. Во третьей части — о типографии «Оригинал».

Первая часть

Вторая часть 

Конец 2006 – декабрь 2007 гг., Хохловский переулок 7, типография «Оригинал»

Типография «Оригинал» не была самоорганизованной площадкой в строгом смысле слова. Несколько художников – выпускников ИПСИ – снимали вместе мастерские, а позже в этом пространстве стали проходить выставки, в 90% случаев сделанные приглашенными кураторами. Тем не менее такое сосуществование дало заметный толчок карьере многих из них: несмотря на постулируемую независимость, многие обитатели «Оригинала» стремились найти собственную институциональную нишу. Это доказывает и сотрудничество с ГЦСИ в рамках фестиваля «Стой! Кто идет?», когда в мастерских прошла серия выставок «Молодым везде» под кураторством Даши Пыркиной. В цехах бывшей типографии также состоялись выставки выпускников ИПСИ 2007 года, Николая Олейникова, «ПРОВЕРЮ» куратора Хаима Сокола и финальное для пространства событие – выставка и фестиваль «Genius loci/Духи места» под кураторством Натальи Самковой и Петра Ширковского. «Оригинал» не был и площадкой для дискуссий, в отличие, например, от галереи «Франция», а Хаим Сокол вообще не мог вспомнить, чтобы там говорили об искусстве. В то же время в типографии появилось еще одно самоорганизованное пространство – площадка ArtRaum, созданная и руководимая художником Тимофеем Караффа-Корбутом. После поднятия арендной платы ArtRaum переехал в съемную квартиру на Тверской.

Тимофей Караффа-Корбут:

Все это на самом деле было от нищеты. Не от нищеты в смысле отсутствия денег, а от нищеты в смысле отсутствия мастерских. Я попал случайно в типографию, а потом оказалось, что там можно арендовать пространство, что я и сделал. Единственная выставочная политика – выставлять тех художников, у которых было искреннее отношение к творчеству.

Фотографии: Валерия Олейник

Хаим Сокол:

Площадка начала формироваться в 2007 году. Как раз тогда я переехал в Москву, искал мастерскую и активно знакомился с разными людьми. Тогда же познакомился с Сашей Повзнером. Он мне рассказал, что его друг Тимофей (Караффа-Корбут – С. Ш.) нашел в центре какое-то место и ищет компаньонов, чтобы снимать мастерскую. Мы встретились на Китай-городе, и Тимофей привел нас в типографию в Хохловском переулке. Там я познакомился с милейшим завхозом Евгением Захаровичем, который потом всех нас опекал. Мы сняли один цех втроем — я, Тимофей и художница Настя Юон, которая тогда тоже училась в ИПСИ. У Саши Повзнера была мастерская в Армянском переулке, что потом сыграло свою роль, так как часть выставок Типографии проходили у него в мастерской. Там же он познакомился с Арсением Жиляевым, и это было начало прекрасной дружбы.

На троих мы платили примерно 5 тысяч рублей в месяц. Через пару месяцев я снял отдельный склад там же, в типографии. Оказалось, что это пространство на тот момент существовала в безвременьи и безвластии, его хозяева судились с городом за право собственности. Легально сдавать пространство в аренду они не могли, но были не против заработать немного на своем последнем ресурсе — недвижимости. К тому времени АО «Типография Оригинал» уже не существовало. Там не было ничего: ни станков, ни бумаги, ни рабочих. Зато было много пустующих цехов и подсобных помещений. Реально там занят был только административный флигель, через который я потом ходил в душевую. Поэтому цены были такие гуманные.

Я позвонил Наде Бушенёвой, с которой мы учились в ИПСИ, и рассказал ей про типографию – мы все искали мастерские. Но прошло не менее двух или трех месяцев прежде, чем Арсений Жиляев, Илья Трушевский и Аня Орехова пришли в типографию и сняли оставшиеся площади. К тому моменту там поселилась куча разных людей — аниматоры, компьютерщики, растаманы и просто хорошие люди.

В основном вокруг типографии объединились студенты ИПСИ того года. Наш курс был во многом уникальным, потому что, во-первых, Стас Шурипа стал тогда главным и чуть ли не единственным преподавателем, а во-вторых, по неведомым мне причинам курс продлили еще на один год. Позже вокруг Шурипы образовался определенный круг художников, я их называл «хасиды Стаса Шурипы» — Сережа Огурцов, Аня Титова, Саша Сухарева и тогда примыкавший к ним Арсений Жиляев. Через несколько лет, после учебы в Гетеборге, куда их отправили от ИПСИ, они оформились в так называемых «новых скучных». Интересным образом термин был «раскручен» стараниями Арсения Жиляева, но сформировал концептуально эту группу именно Стас Шурипа. Кроме них к аренде подключились Игорь Битман, Алина Гуткина, Саша Повзнер. Возможно, еще кто-то, я уже не помню.

Выставка «ПРОВЕРЮ», куратор Хаим Сокол, типография «Оргинал», 2007 // Фотографии предоставлены Хаимом Соколом

Если быть хронологически точным, то первую выставку в «Оргинале» организовал я зимой 2007 года, пригласив Андрея Кузькина, Илью Заславского, именовавшего себя в блогосфере «нефтяной поэт». Это случилось еще до того, как в типографию вселились все остальные. Выставка получилась почти квартирной, но были уже гости из ГЦСИ — Ира Саминская, которая тогда там работала, Даша Пыркина. Потом, уже весной Трушевский, Жиляев, Орехова и компания сняли соседнее пространство. Чтобы заработать денег они стали делать в нем выставки вперемешку с треш-вечеринками. Источником энергии был тогда необычайно амбициозный молодой художник Илья Трушевский. Интеллектуальная составляющая черпалась от Арсения Жиляева. На каком-то этапе, точно не знаю, когда, им стал помогать Сережа Угольников, нынешний издатель Aroundart.ru.

Для первой «настоящей» выставки Трушевский привлек ГЦСИ и прежде всего Дашу Пыркину, которая организовывала фестиваль молодого искусства «Стой! Кто идет?» и серию выставок «Молодым везде». Задачей Трушевского было привлечь внимание. Арсений тогда не принимал особо активного участия. Небольшие группы по 3–4 художника выставлялись по две недели. Я – с Кузькиным и питерской художницей Дашей Буюн; Валерий Чтак с Алексом Булдаковым, Арсений Жиляев с Ильей Трушевским, и другие. Это было лето 2007 года. Потом Трушевский и Жиляев вместе с Тимофеем Караффой-Корбутом сделали еще несколько самоорганизованных выставок, но конкретно я ничего не могу вспомнить. Исключение составляет последняя выставка, которую курировала Наташа Самкова. В ней участвовали все художники, имевшие хоть какое-то отношение к Типографии. Мы знали, что нас выгоняют и это был своего рода финальный аккорд.

На мой взгляд, основной задачей тогда было затусоваться с институциями. В каком-то смысле нам всем это удалось. Никакой лаборатории не было никогда, я не помню никаких разговоров об искусстве — вечные мысли, где бы пожрать и где бы достать денег. Как всегда история конструируется задним числом, поэтому я бы был осторожен, называя это все общим словом «Оригинал» — просто так совпали люди во времени и пространстве. Я хочу сказать, что мы не действовали, как некая группа с какой-то общей стратегией. Мы не были сквотом, не были группой в смысле арт-сообщества, потому что каждый развивался отдельно, но при этом нам всем было удобно и выгодно сотрудничать. Это нас коренным образом отличает от предшествовавших нам сквотов. Скорее, это был стихийный artist-run space, хотя тогда я такого термина не знал. Мы были на излете 2000-х, которые ознаменовались таким оптимистическим карьерным и финансовым подъемом, но не для нас. У нас было, возможно, не до конца артикулированное стремление поймать эту волну. Оно оказалось в результате большим разочарованием.

Я сам делал попытку самоорганизации в то время, которая была удачной, но, к сожалению, не имела продолжения. На Винзаводе я сделал выставку «Суп из камня», английский аналог «Каши из топора», и пригласил Андрея Кузькина, Наташу Зинцову, дуэт МишМаш, Иру Штейнберг, Лизу Морозову. Это был принципиально не-кураторский проект, вместо текста я представил нашу переписку с Ирой Штейнберг, где мы обсуждали концепцию. Выставка была очень интимной, лиричной и аполитичной, поэтому она прошла незамеченной.

Сейчас я слежу за подобными инициативами, но пунктиром. Был несколько раз на Электрозаводе. По-моему, это очень интересный опыт. На «Фабрике» постоянно проходят самоорганизванные выставки. Недавно Стас Шурипа и Аня Титова открыли там настоящий artist run space (Хаим Сокол имеет в виду Агентство сингулярных исследований С. Ш.). До этого несколько лет назад Арсений Жиляев курировал на «Фабрике» свою независимую программу «Красная новь». Идея правильная: «Хочешь выставляться на институциональном уровне? Стань сам институтцией».

Выпускная выставки ИПСИ, куратор Стас Шурипа, типография «Оргинал», 2007 // Фотографии: Валерия Олейник

Алина Гуткина:

Когда мы пришли в Типографию, мы нарвались на какое-то огромное количество материалов, которые можно было использовать, и начали что-то делать. Инициативы изнутри не было никогда – во всяком случае я не помню. Идеи выставок всегда приходили извне.

Мы все учились вместе, у нас было очень плотное комьюнити. У нас была такая супер-команда. Кто-то рассказал про Тимофея Караффа-Корбута, который, кажется, и нашел это место. Он занимал весь первый этаж вместе с Сашей Лысовым. Я помню, что все начиналось с того, что мы приходили к ним в ArtRaum. С ними был Егор Кошелев. Все это выглядело очень кинематографично и очень круто, потом мы встретились с дядькой, который под видом уборщика сдавал всем пространства, нам он предложил второй этаж. Мы все – я, Аня Орехова, Арсений Жиляев, Илья Трушевский – пошли смотреть это пространство. Он нас предупредил, что типография старая и остатки производства, которое тогда уже было закрыто, все-таки вредны. В итоге у всех слегка поехала крыша, может, от запаха краски или химикатов, а может, просто от присутствия там.

Сначала мы не платили аренду, но потом настал момент, когда все-таки нужно было дать денег. Меня тогда не было, а когда я вернулась, Арсений сказал, что арендную плату внес он, и раз я пропустила этот момент, то больше не имею к этому пространству никакого отношения.

Выставка «Genius Loci/Духи места», кураторы Наталья Самкова и Петр Ширковский, типография «Оригинал», 2007 // Фотографии: Валерия Олейник

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.