#ММСИ (ММОМА)

Вертограды Михаила Шварцмана

227        0        FB 0      VK 8
02.02.17    ФОТО: Ольга Данилкина

shwartzman-mmoma_182

10.10.16–15.01.17
Московский музей современного искусства (Петровка, 25)
Куратор: Сергей Хачатуров

Выставка организована совместно с Фондом наследия Михаила Шварцмана

Из пресс-релиза:

Термин «иератизм», введенный Михаилом Шварцманом в контекст актуальной художественной жизни, в переводе с греческого означает — «священный». Философия «иератического искусства» начала формироваться еще в 60-х годах и в итоге выразилась в системе знаково-архитектонических кодов. Художник Михаил Шварцман на протяжении творческой жизни последовательно удалялся от подражательного реалистического метода в желании приблизиться к пониманию знаков духовной иерархии. Он сформулировал собственное определение образа- знака: иература. Судьба иерата, по Шварцману, есть видение и познание того, что создал Бог, и воспевание его даров с помощью творчества.

Название выставки — «Вертограды Михаила Шварцмана» — образно выражает иератическое искусство художника, и соответственно, логику построения выставки. «Вертоград» — древняя форма слова «Сад», а в христианской традиции «Вертоград» обозначает Райский Сад. Образ последнего, известный по старинным иконам (Никита Павловец, «Богоматерь Вертоград Заключенный»), будто бы вдохновлял Шварцмана на создание иератур, полных тайн, опыта и знаний Универсума.

Юбилейная выставка в ММОМА имеет уникальное экспозиционное решение. Восемь залов главного здания Музея на Петровке 25 станут восемью ветвями по сторонам единой оси, которую можно уподобить древесному стволу. Каждая ветвь — раздел со своей темой, взаимосвязанной с другими: «Кристалл», «Дом коллекционера», «Зеркальная перспектива знака», «Забытый заводской ангар», «Пальмовый лес», «Сад орнитолога», «Оранжереи памяти» и «Древо жизни». Раздел «Кристалл» откроет экспозицию. Вращая кристалл, мы наблюдаем увлекательный процесс общения искусства Шварцмана с великими традициями мировой культуры. Предоставленный Российской государственной библиотекой эзотерический трактат Роберта Фладда, книги по садоводству, обманки, кинофильм Питера Гринуэя и головокружительные сценические иллюзии в старинных гравюрах помогут познать философию художника «на просвет», в гранях его сокровенных тем. Впервые искусство Михаила Шварцмана будет показано в активном взаимодействии, диалоге с мастерами различных эпох. На выставке будут представлены картины его «собеседников» разных эпох, от Гюбера Робера до Казимира Малевича, от Якова Чернихова до совсем молодых художников, увлеченных натурфилософской проблематикой.

.

Кристалл

.

shwartzman-mmoma_02

shwartzman-mmoma_16

Двери неба. 1987–88. Оргалит, темпера

shwartzman-mmoma_18

Цветение камня. 1990. Оргалит, темпера

shwartzman-mmoma_20

Планета. 1983–89. Доска, левкас, темпера

shwartzman-mmoma_21

shwartzman-mmoma_22

shwartzman-mmoma_24

Телохранитель. 1993. Оргалит, темпера

shwartzman-mmoma_03

shwartzman-mmoma_04

Александра Экстер. Композиция. 1916–18. Холст, масло

shwartzman-mmoma_06

Числа. 1971. Доска, холст, левкас, темпера

shwartzman-mmoma_08

Цепь. 1985. Доска, холст, левкас, темпера

shwartzman-mmoma_10

Трель. 1986. Доска, холст, темпера

shwartzman-mmoma_12

Слева — Казимир Малевич. Молитва. 1913. Бумага, литография; справа — Михаил Шварцман. № 10. Из цикла «Прозрения». 1987. Бумага, карандаш, цветные карандаши

shwartzman-mmoma_15

№ 10. Из цикла «Прозрения». 1987. Бумага, карандаш, цветные карандаши

.

Оранжереи памяти

.

shwartzman-mmoma_54

shwartzman-mmoma_37

Иература начальная №1. 1987. Бумага, карандаш

shwartzman-mmoma_29

Чертог твой вижду. 1978. Бумага, карандаш, цветной карандаш

shwartzman-mmoma_31

Созидаемое пространство. 1974. Бумага, карандаш

shwartzman-mmoma_33

№ 7. Из цикла «Прозрения». 1987. Бумага, карандаш, цветной карандаш

shwartzman-mmoma_35

Радость. 1972. Бумага, цветной карандаш

shwartzman-mmoma_39

Никита Павловец. Богоматерь «Ветроград заключенный». Около 1670. Дерево, темпера, левкас, паволока. Репродукция на ткани

shwartzman-mmoma_41

Яков Чернихов. Композиция из цикла «Архитектурные варианты». 1937–43. Бумага, карандаш. Репродукция на ткани

shwartzman-mmoma_43

shwartzman-mmoma_44

Иература прорыва. 1973–75. Дерево, масло

shwartzman-mmoma_46

Полнолуние. 1972. Доска, холст, левкас, темпера

shwartzman-mmoma_48

Иература надежд. 1978–87. Доска, холст, левкас, темпера

shwartzman-mmoma_50

Давид. 1970. Доска, бумага, темпера

shwartzman-mmoma_52

Не пройдешь к нумену, менуя феномен. 1964. Бумага, тушь

.

Зеркальная перспектива знака

.

shwartzman-mmoma_66

Юбер Робер. Фигуры в крипте. XVIII век. Холст, масло

shwartzman-mmoma_57

shwartzman-mmoma_60

Утренняя сфера. 1975. Доска, масло

shwartzman-mmoma_58

Ричеркар. 1986. Оргалит, масло

shwartzman-mmoma_75

Проницание. 1979–87. Доска, холст, левкас, темпера

shwartzman-mmoma_68

Троичное пространство. 1982–86. Дерево, масло

shwartzman-mmoma_73

shwartzman-mmoma_74
shwartzman-mmoma_70

Восторг высоты. 1993. Оргалит, темпера

.

Забытый заводской ангар

.

shwartzman-mmoma_79

shwartzman-mmoma_91

Маятник. 1983–87. Бумага, карандаш

shwartzman-mmoma_93

Предиератическое наколпение-8. 1982. Бумага, тушь, перо

shwartzman-mmoma_95

Ключевая идеография №2. 1964. Бумага, тушь

shwartzman-mmoma_97

№ 5. Из цикла «Прозрения». 1987. Бумага, карандаш, цветной карандаш

shwartzman-mmoma_101

Иература развоплощенная. 1986. Бумага, карандаш

shwartzman-mmoma_102

№ 1. Из цикла «Прозрения». 1987. Бумага, карандаш

shwartzman-mmoma_87

Михаил Шварцман, Григорий Дауман. Панно в вестибюле МИФИ. 1963. Цветной цемент, рельеф, смальта. Репродукция на ткани

shwartzman-mmoma_80

Свержение. 1973. Доска, холст, левкас, темпера

shwartzman-mmoma_82

Всеведение. 1980. Доска, холст, левкас, темпера

shwartzman-mmoma_84

shwartzman-mmoma_85

Аделаида. 1989. Оргалит, темпера

shwartzman-mmoma_89

Камин. 1982. Доска, холст, левкас темпера

shwartzman-mmoma_104

shwartzman-mmoma_105

Товарные знаки предприятий лекой промышленности СССР, разработанные под руководством Михаила Шварцмана в 1966–85, созданные в соавторстве с Л.Л. Михалевским

shwartzman-mmoma_107

Товарные знаки предприятий лекой промышленности СССР, разработанные под руководством Михаила Шварцмана в 1966–85, созданные в соавторстве с И.И.Э. Тер-Аракеаян

shwartzman-mmoma_109

Товарные знаки предприятий лекой промышленности СССР, разработанные под руководством Михаила Шварцмана в 1966–85, созданные в соавторстве с М.Н. Федоровым

.

Пальмовый лес

.

shwartzman-mmoma_118

shwartzman-mmoma_119

shwartzman-mmoma_132

Мираж. 1990. Оргалит, темпера

shwartzman-mmoma_130

Смятение. 1985. Оргалит, темпера

shwartzman-mmoma_136

Гильфердинг. Площадь перед дворцом «Американский балет». 1798. Бумага, тушь, перо, акварель, белила. Репродукция на ткани

shwartzman-mmoma_120

shwartzman-mmoma_121

Карло Галли Бибьена. Лес (Три пальмовые аллеи). XVIII век. Бумага, перо, кисть, тушь, акварель. Репродукция на ткани

shwartzman-mmoma_123

Пантеон. 1972. Дерево, холст, левкас, темпера

shwartzman-mmoma_125

Крылья. 1970. Дерево, холст, левкас, темпера

shwartzman-mmoma_127

Иван Новиков. Пальмовый лес. 2016. Бумага, пастель

shwartzman-mmoma_129

shwartzman-mmoma_134

Праотец. 1974/77. Доска, левкас, холст, темпера

shwartzman-mmoma_138

Карл Грэб. Сад с пальмами. Эскиз декорации. 1832. Бумага, акварель

shwartzman-mmoma_140

Летящий Сион. 1975. Бумага, тушь, перо

.

Сад орнитолога

.

shwartzman-mmoma_143

shwartzman-mmoma_148

Луговые бабочки. 1989. Доска, холст, левкас, темпера

shwartzman-mmoma_152

Память путей. 1983. Доска, холст, левкас, темпера

shwartzman-mmoma_154

Табун. 1963. Бумага, перо, тушь

shwartzman-mmoma_156

Безмятежность. 1988. Доска, холст, левкас, темпера

shwartzman-mmoma_144

Зов. 1974. Доска, холст, левкас, темпера

shwartzman-mmoma_146

Ларисин белый день. 1983. Бумага, карандаш

shwartzman-mmoma_163

Иература начальная №3. 1986. Бумага, карандаш

shwartzman-mmoma_165

№ 24. Из цикла «Иературы истины». 1970–76. Бумага, карандаш

shwartzman-mmoma_160

shwartzman-mmoma_161

Лоция. 1990. Холст, темпера

shwartzman-mmoma_167

Иература. 1982. Бумага, шариковая ручка

shwartzman-mmoma_169

Серафим. 1972. Доска, холст, левкас, темпера

shwartzman-mmoma_171

Жар-птицы. 1963. Бумага, тушь

shwartzman-mmoma_173

Ежедневное настояние. 1987. Доска, холст, левкас, темпера

shwartzman-mmoma_175

Родник. 1989. Доска, холст, левкас, темпера

.

Дом коллекционера

.

shwartzman-mmoma_178

shwartzman-mmoma_179
shwartzman-mmoma_180
shwartzman-mmoma_181
shwartzman-mmoma_227

Обложка и разворот книги Эммы Машковской «Подарки в парке». Издательство «Советская Россия». Бумага, перо, тушь, фломастер

shwartzman-mmoma_199

Из ключевых идеографий. 1970. Бумага, тушь, перо

shwartzman-mmoma_201

Твердь. 1970-е. Доска, холст, левкас, темпера

shwartzman-mmoma_191

№ 10. Из цикла «Устья». 1975. Бумага, карандаш

shwartzman-mmoma_214

Иература синяя. 1974. Доска, холст, левкас, темпера

shwartzman-mmoma_211

Иература. 1970. Доска, холст, левкас, темпера

shwartzman-mmoma_213

shwartzman-mmoma_203

Мета-портрет. 1960. Фанера, масло

shwartzman-mmoma_209

Прощение. 1972. Холст на фанере, темпера

shwartzman-mmoma_219

Неизвестный художник. Обманка с лупой, игральной картой, листовками и мотыльком. Итальянская школа XVIII века. Холст, масло

shwartzman-mmoma_222

Идея места. 1988–90. Оргалит, масло, темпера

shwartzman-mmoma_224

shwartzman-mmoma_229

Иература начальная №3. 1986. Бумага, карандаш

shwartzman-mmoma_216

Сверху — Яков Чернихов. Музыкальная архитектурная композиционная выдумка иллюзорного порядка, согласованный ритм построения и расцветки изображения. Цикл «Архитектурные фантазии». 1929–33. Бумага, карандаш, тышь, гуашь, белила. Репродукция на ткани; снизу — Михаил Шварцман. Фреска. 1988. Доска, холст, левкас, темпера

shwartzman-mmoma_254

Наверху — Михаил Шварцман. Реклама для журнала «Советский экспорт». 1968; внизу — Яков Чернихов. Композиция из цикла «Архитектура индустрии». 1932–36. Бумага, гуашь, тушь. Репродукция на ткани

shwartzman-mmoma_233

Наверху — Михаил Шварцман. Мексиканский цирк. 1962. Бумага, перо, тушь, акварель; внизу — Александр Бродский, Илья Уткин. Жилой дом. 1983. Офорт

shwartzman-mmoma_244

Наверху — Яков Чернихов. Композиция из цикла «Архитектура индустрии». 1932–36. Бумага, гуашь, тушь. Репродукция на ткани; внизу — Михаил Шварцман. Этажи опыта. 1982–87. Доска, холст, левкас, темпера

shwartzman-mmoma_231

№ 40. Из цикла «Иературы истины». 1989. Бумага, карандаш, цветной карандаш

.

Древо жизни

.

shwartzman-mmoma_258

shwartzman-mmoma_271

Разворот книги Роберта Фладда Utriusque cosmi maioris scilicet et minoris metaphysica, physica atque technica historia in duo volumina secundum cosmi differentiam divisa. Том I. 1617. Репродукция на ткани 2016.

shwartzman-mmoma_268

shwartzman-mmoma_273

Примула. 1974. Доска, холст, левкас, темпера

shwartzman-mmoma_275

Иерархия сыновняя. 1960. Холст, масло

shwartzman-mmoma_277

Токко. 1966 (1970-е). Смешанная техника

shwartzman-mmoma_279

Артем Филатов. Синеголовник. 2013. Акрил, акварель, тушь; Кедр. 2013. Акрил, картон, выцарапывание; Папоротник. 2016. Акварель, тушь, акрил, найденная бумага

shwartzman-mmoma_272

shwartzman-mmoma_206

Павел Леонов. Свадьба. 2003. Холст, масло, лак

shwartzman-mmoma_208

Семья. 1988. Доска, холст, левкас, темпера

shwartzman-mmoma_259

Давид. 1970. Бумага, дублированная тканью, тушь

shwartzman-mmoma_263

Черновые записи Михаила Шварцмана. Бумага, карандаш

shwartzman-mmoma_265

Ковчег. 1972–73. Доска, холст, левкас, темпера

.

shwartzman-mmoma_26

Добавить комментарий

*

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.