#Открытия

4–10 сентября

721        0        FB 0      VK 0

Авторы aroundart.org о впечатлениях прошедшей недели

Фестиваль «Селектор»

26.08.17
Типография «Правда Севера»
Архангельск
721      FB 0   VK 0 

Текст: Анастасия ВепреваФото: Екатерина Чащина, Александр Бобылев

Неожиданно в самом центре Архангельска обнаружилось огромное помещение типографии «Правда Севера»: её новый владелец решил освободить несколько цехов, модернизировав своё производство, и заодно отдать на время часть пространства инициативной группе художников под руководством Карины Симаковой и Маши Бирюковой. Художники объявили конкурс на роспись фасада, изучили архивы и организовали однодневный фестиваль Селектор. Несмотря на то, что он развернулся в классическом креативно-кластерном формате — с баром, шоурумами, воркшопами, выставкой, перформансами и мастер-классами, где учили творчески перерабатывать отходы типографского производства, — было видно, что основной акцент ставится именно на преемственность и бережное, даже любовное, обращение с индустриальным контекстом. Художники ловко переняли эстетику индустриального производства, дав емкие технические названия разным локациям, а сами приоделись в синие халаты. Внизу расположилась инсталляция «Раздевалка» — здесь, в одинаковых на первый взгляд ящиках, можно было найти личные вещи разных вымышленнных сотрудников. Дикой популярностью пользовались экскурсии по действующему цеху, где рассказывали и наглядно показывали, как сейчас делают книги. Также был организован лекторий о будущем развитии инфраструктуры и индустрий за счет низовых инициатив.

Амбициозность заявленного проекта подкупает и кажется оправданной: народу пришло очень много, и даже областная библиотека им. Добролюбова сделала свою выездную интимную инсталляцию в одной из цеховых комнат, где в тишине под светом красных ламп можно было листать книги. Вечером был показан спектакль творческой группировки «ES SENTIA» (результат сотрудничества молодого режиссёра Ивана Перчугова и хореографа из Вагановки Сусанны Воюшиной) в жанре физического театра по мотивам «Нате» Маяковского, сопровождавшийся дерзким заявлением: «Это история о том, что все люди — мудаки». Три действующие актрисы падали, кричали, производили переполох в помещении и пытались вовлечь зрителей в танго.

Думаю, что ощущение собственной силы и потенциальной возможности самоорганизации даст в перспективе больше для локального комьюнити, чем однодневный фестиваль, пусть и очень популярный. Об этом как раз и говорили организаторы: главное — это «модель коммуникации»; был создан прецедент, и теперь ясно, что в Архангельске возможно найти в центре города огромный лофт, заселить его искусством, и город не будет ставить преграды.

На данный момент история с цехами «Правды Севера» вышла одноразовой. Ещё во время репетиций в помещения заходили будущие арендодатели этих мест и мечтательно шептались: «Какой у нас здесь будет хороший склад». Тем не менее организаторы хотят сделать фестиваль ежегодным, пусть и не в этом месте. Хотя перспектива иметь в центре города собственный выставочный центр с лофт-эстетикой кажется очень заманчивой.

Цветение ночного кактуса-черепахи

04.09.17
Аптекарский огород
Москва
721      FB 0   VK 0 

Текст: Сергей БабкинФото: Александр Буренков

Рубеж лета и осени 2017 года. В московском околохудожественном сообществе начинается необъяснимый фейсбук-психоз: все массово отмечаются в мероприятии Аптекарского огорода «Премьера самой большой тыквы в России 400 кг». Как часто бывает, то, что кажется ироничным жестом, на деле означает искренний интерес. Шутливые жалобы на то, что премьера «громадного овоща» проходит днем во вторник, перерождаются в серьезные планы впоследствии все-таки сходить и удивиться размерам рекордсмена, пусть и не в самый торжественный момент. За день до праздника тыквы Аптекарский огорашивает новостью о цветении ночного кактуса-черепахи. Цветок редчайшего Селеницереуса Тестудо будет радовать посетителей суккулентной оранжереи лишь один вечер. Вновь начинается отмечание в ивенте, хотя и не такое массовое. В итоге до «Царицы ночи» добирается меньше десяти представителей арт-сообщества: по паре художников, кураторов, работников худинституций, а также культурный атташе Швеции. Кроме того, замечены два известных журналиста из лайфстайл-медиа.

Можно долго рассуждать о причинах внезапного (пусть и дутого) интереса москвичей к жизни растений. Мало достойных проектов в межсезонье? Рано начавшаяся осенняя хандра? Желание безопасного потребления возвышенного? Влияние нового материализма на умы молодых россиян? Увидев цветок кактуса-черепахи, вы без сожаления отмахнетесь от этих размышлений. «Царица ночи» — это классическая драма с триединством времени, места и действия. Вся жизнь цветка уложена в пару часов. Хилый, но уверенный в своем будущем бутон раскрывает длинные белые лепестки, показывает терпеливому зрителю мохнатое желтое нутро и нахальный пестик (ну или не знаю, что это). Кажется, если присмотреться, то можно различить едва заметное движение лепестков… Зрители трепещут. Мужчины и женщины бросаются на колени перед гондурасским чудом, суют пальцы прямо внутрь цветка, бесстыдно зарываются в него носом, чтобы услышать запах, уж очень напоминающий… чипсы со вкусом сыра! Особое удовольствие — наблюдать, как бутон закрывается. Удивительно, что человеку до сих пор дозволено наблюдать подобные драмы, да и еще удобно уложенные в стандартный театральный хронометраж. И особенно интересно будет сравнить тихую лирику тропического цветка с искусно сконструированным шедевром селекции, четырехсоткилограммовой тыквой сорта Atlantic Giant, другим полюсом на спектре возможных контактов горожанина с Растительным.

Office of Sensitive Activities/Applications Group

9.09.17 — 5.11.17
ММСИ
Москва
721      FB 0   VK 0 

Текст: Саша ШестаковаФото: Фонд V-A-C

Выставка Кирилла Савченкова располагается на двух этажах ММСИ на Гоголевском, в том же пространстве, где были и предыдущие проекты фонда V-A-C в рамках программы «Карт-бланш», инциированной музеем. На первом этаже — «учебный полигон» с цитатами из учебников по проживанию травмы для военных и шлемом для страйкболла, который первоначально предназначался не столько для игры, сколько для реабилитации военных (типичный пример миграции технологии из индустрии войны в индустрию развлечений), на втором — библиотека, где будут проходить «коллоквиумы», зал с ковром и зеркалом, вероятно, предназначенный для занятий физическими упражнениями, которые также планируются в рамках проекта, а также зал с экспонатами из Дарвиновского музея. Тут нельзя не отметить постоянство приема художников, сотрудничающих с фондом V-A-C — каждый второй работает с каким-то нехудожественным музеем при подготовке выставки. У Савченкова экспонаты тех существ, чьи отпечатки доступны археологам, соединяются с моделями воображаемых персонажей — йети, кракена и других. Во время экскурсии, которую художник проводил в первые дни выставки, в том числе выясняется, что схожим образом функционировала Система классификации животных, придуманная Карлом Линнеем, включавшая себя помимо тех, чье существование доказано, персонажей мифов и легенд. Последняя комната подсвечена фиолетовым светом, в ней стоит аудиомонитор, воспроизводящий композицию из сериала «Оставленные». В этой комнате художник рассказывал неожиданно сентиментальную (и, стоит признать, великолепно отрепетированную) историю о потере и поиске себя.

Все это функционирует как коллаж из незакавыченных цитат. В перечислении материального состава выставки («Стекло, Стекло (Фульгурит-тринитит), Песок, Фотонный Фантом, Океан, Снежок Lepus») видится призрак Роберта Смитсона («Грязь, осевшие кристаллы соли, скалы, водная спираль»), вместо текста к выставке — стихотворение Роберта Фроста. Дальше — заимствования из самых разнообразных источников от Щедровицкого до сериала «Оставленные», от косплея до работы АСИ в ММСИ (синий ковер со схемой на полу посреди комнаты, правда, из немного другого материала).

Экскурсия строилась по схожему принципу: из, кажется, в основном реальных фактов, которыми художник буквально заваливал зрителей, конструиловался лайф-коучинг наоборот — об ускользании и принятии хаоса. Способ создания экскурсии у Савченкова напоминает работы Хито Штейрль — в ее видео никогда нельзя до конца быть уверенным, какой из рассказанных фактов — элементов спекулятивной истории — реален, а какой вымышлен.

Правда, в каком-либо комментарии к выставке Савченкова, нельзя сейчас до конца быть уверенной: по словам художника, выставка будет меняться до закрытия, а значит суждение, высказанное в начале проекта, неизбежно потерпит изменения из-за нестабильности среды, о которой идет речь.

Добавить комментарий

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.