#Открытия

15–21 октября

535        0        FB 0      VK 0

Авторы aroundart.org о впечатлениях прошедших недель:

ВИСТ / WHIST


14.10 — 24.10.18
Танцевальная компания АФЕ (Великобритания) в рамках фестиваля «Территория»
Художественные руководители: Аои Накамура и Эстебан Фурми
ММОМА
Москва

535      FB 0   VK 0 

Текст: Лена КлабуковаФото: предоставлено фестивалем «Территория»

131018_whist_nestero_hZVoG

Мама, мне приснился Маленький Ганс: неплохо реализованное попурри из фрейдизма, юнгианства и Твин Пикса. Сначала вам минут 20 рассказывают, как пользоваться VR-ом, потом примерно столько же им можно попользоваться. Каждому зрителю, вроде как, выпадают свои 6–7 3д-видеофрагментов из заявленных 76 в зависимости от того, кто куда дольше смотрит. В принципе, это довольно точно кажется, куда еще смотреть, как не вот сюда так и с психикой: базовых психических реакций раз и обчелся, а сколько сложных личностей в мире. Чтобы стартовать свою цепочку, нужно хорошо прицелиться в расположенные по залу как бы геологические изделия разнообразные объекты из искусственного камня, местами напоминающие пятна Роршаха. И понеслась: сонник из лошади, приставучей мамы, картины Курбэ, запертых и открытых дверей, зеркал, доппельгангеров, двойника Куклачева с гармонью, протертых диванов, сердец на обед, влажных фантазий, религиозной иконографии, шибари, пространства за сценой, разлетающихся в космосе фрагментов. Все это в атмосфере нереализуемости желаний, тревожности, несколько натужного безумия. Линчевской легкости, уверенности и продакшена, конечно, не хватает. 

Зритель, что приятно, ходит, садится на пол, натыкается друг на друга, лезет на геологические объекты, наступает соседям на ноги; что неприятно зритель подвешен внутри каждой сцены к одному месту, часто к потолку и может только вертеться вокруг себя, он одновременно занимает место и пуст, деятелен и беспомощен. Порочная мама может отшлепать твоего протагониста, но ты не можешь даже подойти к порочной маме. Это чисто техническое ограничение видео в VR здесь к месту: по Лакану, субъект формируется в первые пару месяцев своей жизни, а потом может только наблюдать игры своего бессознательного, попробовать приспособиться к себе и научиться наслаждаться жизнью изнутри этой идиотской конструкции по имени я. Не зная, по каким принципам их слишком много, 6 из 76, но зритель своим малоосознаваемым вниманием выбирает последовательность клишированных сценок. Нарратив летуч, обрывочен и необязателен, есть только страдание, повторяющиеся элементы, легкий недостаток качества и попытка этим всем насладиться. То есть ровно как в жизни в смысле, в жизни после Фрейда. И наконец-то VR-очки в смысле смотрения своего собственного кино и только иногда расплывчатого наблюдения за окружающими символически соответствуют своей роли. Бонус-трек: каждому зрителю в конце показывают номер, по которому, внимание, на сайте можно прочитать психоанализ себя. Нам на троих выпало 2 одинаковые цифры и одна другая, после многих полуслучайных слов и вопросов, на которые нет смысла отвечать, оказалось, что все три ревнивые. Браво!

Музей вымысла. I. Империя


14.10 — 24.10.18
Студия Матиаса Умпьерреса в рамках фестиваля «Территория»
ММОМА
Москва

535      FB 0   VK 0 

Текст: Лена КлабуковаФото: предоставлено фестивалем «Территория»

13102018_imperia_den_hTrrv-min

Неизвестно, что имел в виду ученик именитого режиссера Лепажа, назвав классическую, прямо по тексту постановку Макбет «Музеем вымысла. I. Империя». Может, дело в том, что драма воплощена в 90-х в неолиберализируемой Испании уляля. Почему-то в описании спектакля напирают на «пост-диктатуру» но мы-то помним, что диктатура поменялась на куда более нежную монархию в 1975. Мы склонны думать, что 90-е выбраны от того, что костюмы и мейк-ап уж очень модно выглядят, так как от Испании здесь только режиссер, труппа и язык, и ничего более, а время в этом тексте вообще не имеет значения: сюжет вечно злободневен. Мы смотрим совершенно зрительский перенос психологического театра в очень ровный скучный синематограф в музее по всем правилам.
Дело происходит на 4 экранах друг напротив друга, но они не запирают зрителя внутри себя, нарратив един, и только иногда требуется повертеть головой. О боги, два раза протагонист стреляет прямо в экран  зритель дрожит. Хорошо, что сидит он низко и пули делают свое дело в экране напротив. Кроме того, есть немного видео-спешелэффектов. Да, театр нашел лежащий на поверхности способ ««музеефикации»» (цитата из описания) себя, но в нем не осталось театра, синематограф оказался до крайности боязлив, а музеефикации в большей части способствует участие Лепажа. Кроме того, есть пара необъяснимых странностей:
1. Три злые ведьмы-предсказательницы, сгубившие слабую душу леди Макбет, — девушки африканского происхождения, тогда как все остальные участники — представители титульных европейских этносов;
2. Общение синьоры и синьора Макбет происходит на французском. Здесь три версии: либо звездный участник Робер Лепаж захотел говорить на родном языке, либо ЭйрФранс потребовал четче проявить свое финансирование, либо Испания в лице Матиаса Умпьерреса хочет предъявить некие счета Франции в смысле сведения с тропы чистых помыслов.

Начало, конец и почти все между ними. Куратор Светлана Усольцева


17.10 — 25.11.18
УФ ГЦСИ-РОСИЗО
Екатеринбург
535      FB 0   VK 0 

Текст: Евгений КутергинФото: Слава Солдатов

Выставка куратора Светланы Усольцевой, приуроченная к столетию Ингмара Бергмана, является не ретроспективой творчества шведского режиссера, а интроспективной попыткой уловить сущность человека. По большей части знакомые московскому зрителю видеоарт-работы в пространстве УФ ГЦСИ вступили в тесное взаимодействие для того, чтобы раскрыть одну из основных тем в творчестве Бергмана – тему человеческих отношений, как межличностных, так и тех, что с самим собой. 

На любовных отношениях фокусируется Трейси Моффат, которая фрагментирует и преломляет патриархальную иерархию ролей мужчины и женщины в кинематографе, и Анри Сала, который в видео «Ответь мне» визуализирует пассивно-агрессивное напряжение во время расставания, оставаясь при этом в рамках стереотипных гендерных ролей.

В других работах показана направленность человека внутрь себя как буквальное блуждание камеры по интерьеру личного пространства в работах Йоханны Биллинг и Томаса Броме, представляя дистанцированный взгляд извне. Взгляд изнутри предлагает Анастасия Богомолова, в инсталляции из картонных коробок, символизирующих внутренний опыт.

Сильно контрастируют между собой два видео, находящиеся в противоположных залах. Первое – это «Бассейн» Полины Канис, тягучая и монотонная работа, выполненная в темной цветовой гамме и показывающая безмолвное отстраненное сосуществование людей друг с другом. Второе – это «Мое дыхание» Виктора Алимпиева, с интимным ракурсом камеры, светлой картинкой и более тесным и личным взаимодействием между двумя людьми. Эти две работы отсылают к тактильным ощущениям (вода, дыхание). Чувственное наравне с мышлением, рефлексивная способность которого показана в видео Андрея Сяйлева, – именно они вместе делают человека существующим. Хочется верить, что несмотря на тот факт, что жизненный опыт каждого из нас уникален и недоступен в полной мере другому человеку, все же люди могут стремиться к пониманию и гармоничному сосуществованию (как у Алимпиева).

Добавить комментарий

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.