Кап-арт: глупость цифры и прагматический поворот

80        0        FB 0      VK 0
25.02.12    ТЕКСТ: 

После соц-арта, поп-арта и «последнего» концептуализма, вдруг сегодня появляется кап-арт – искусство эпохи глобального капитализма, против него же направленное, – кажется, противостоит всему родовому современному искусству, окончательно сросшемуся с гламуром, аукционами, премиями и парковой скульптурой. Последние две типично «кап-артистские» выставки – Диана Мачулина в галерее Гельмана на Винзаводе и «Президиум ложных калькуляций» в Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей.

«Президиум…» – выставка сборная, организованная Фондом «Виктория» – консилиумом западных кураторов при сырьевой компании «Новатэк», работающим преимущественно с молодыми художниками до тридцати, – сам по себе удачный вариант капитализации и инвестирования. В десяти старомузейных комнатах молодые художники из шести стран визуализировали «ложные калькуляции» новейшего времени. Диана Мачулина в своем проекте-гезамкунстверке «Похвала глупости, или Архитектура российского капитализма» – графика, тексты, живопись, скульптура, интервью – изобразила многочисленные злоупотребления столичных градостроителей в галерее Марата Гельмана, бывшего члена комиссии Общественной палаты по сохранению и развитию отечественной культуры. Диалектика сама по себе налицо.

И там и там – донкихотство – штурм крутящихся мельниц и жерновов, экономики и архитектуры, приемлемая критика системы в системных местах, имеющая эффект даже не прививки, а полезного пчелиного укуса или гомеопатических шариков. Здесь даже птичий помет, призванный разоблачить самих голубей-нахлебников, становится удобрением системы и средством ее же консервации и мумификации.

Мачулина при всем своем праведном разоблачительном пафосе, пластических навыках и сумасшедшей начитанности оказалась откровенно иллюстративной и прямолинейно публицистичной. Мачулина установила в центре галереи бетонные макеты-муляжи, палкой подпертые (по уродливости своей уподобленные тем же упрямым цифрам: в Москве 645 церквей на 86 730 000 всех православных России при 69 московских приютах для 742 000 российских сирот). На трех стенах – графические листы под стеклом на клемах с текстами собственного сочинения и цитатами классиков, выполненные кабаковским курсивом – белым по серому. Еще на одной – живописный триптих с горящей книжкой Витрувия «История архитектурной мысли», озаглавленный его же заповедями: «Прочность», «Польза» и «Красота». Графические листы выстроены по анекдотическому принципу: рисуется с натуры и/или фотографии какой-нибудь казус, кунштюк, пипец и прикол (пятая колонна у самого входа, камера наблюдения с нулевым обзором, выкрашенная в цвета российского триколора оконная рама) и часто к нему в рифму подбирается архетипический образчик из истории культуры: Алиса с вытянувшимися конечностями нарисована рядом с пожарной лестницей, не способной дотянуться до источника огня, фонтаны торгового комплекса «Охотный ряд» зарифмованы с пузырями земли Шекспира и Блока; колонны-симулякры сопоставлены с дамами со стульями на головах Гойи и лаптем на соломинке. Последняя композиция превращается у Мачулиной в политический памфлет: «это оригинальное решение напоминает устройство российского общества – государственный аппарат, который должен регулировать и облегчать совместное проживание людей превратился в непосильную ношу, которую нужно обслуживать, отдавать все и не требовать ничего взамен».

Выставка «Президиум ложных калькуляция» даже не про деньги – она про цифры. Для теперешней цивилизация рейтингов, лайков и голосований по любому поводу – тема актуальная, особенно в связи с последними цифровыми спекуляциями типа «удвоения ВВП», 146% Чурова, 2 млрд Джобса против 4 млрд патриарха Кирилла и 17 млрд Прохорова. Выставка – комнатный трип, полный кинематографического саспенса в духе Дэвида Линча, этакий не лэнд-арт, а рум-арт, абсолютно добитые художниками помещения с винтажными барочно-безумными лампами и раздолбанными до железных опор колоннами. При самом входе в кирпичный домик на Донской – обнуленные рейтинги валют Николая Ридного – «Мемориальная доска» (увы, мало оригинальные: такие потухшие табло в Москве – дело типичное), при входе – висят пакеты Максима Спивакова с перевернутой капиталистической пирамидой и стоит веселый разноцветный дистрибутор бахил Ивана Бражкина, выдающий цитаты из Ги Дебора, Франциска Ассизского и др. по 5 рублей штука – называется «Золотые слова» (Почему золотые? Зачем их продавать при висящих в сети текстах? Кто вытащит пятирублевки? – оказалось, это хитроумный прибор абсурдного потребления!). Дальше по курсу – гениальная комната-офис Анны Витт из Австрии «Найди 15 000» (как проверить?), превращенная жадной публикой в настоящий бедлам. В следующей комнате художника – «Триллионы» Насти Рябовой, куратора всего проекта: цветным маркером на тонированной фанере написаны цифры-суммы с многочисленными нулями-хвостами, совсем в гутовской стилистике; еще дальше Александр Веревкин с комнатой-граффити а ля Кит Харринг, только без Кита Харринга. А дальше – коридор. Там Ира Корина с «Морщиной»: это редимейд – настоящая домашняя теплица с полиэтиленовыми занавесочными складками, внутри которых пухнет тяжелая страшная вода (это видимо, про натуральный обмен и натуральное хозяйство совсем без денег). Алекс Булдаков с Потемкиными продолжают эксплутировать животных, копя собственный символический капитал: принудили голубей выкакать «знак бесконечность», больше восьмерку мартовскую напоминающий. Рядом еще одна интерактивная комнатка с ноутбуками: там продают сторублевку на интернет-аукционе («Инфляция» Камиля Лорелли) и калькулируют таланты онлайн (Владислав Шаповалов при поддержке supostat.org). Еще есть две Алисы – Никитинова, из Праги, нарисовавшая упавшую единицу похожую на одноногую завалившуюся кровать, и Йоффе, из Москвы, намазавшая одинаковые красные квадратики красками различного ценового диапазона. Есть и видео – гениальное, но недодуманное – красивое медитативное HD Закари Формвальта про китайскую биржу: здесь пластически уподоблены безопорное движение капитала в экономике, парение лошади на фотографии и самостроящиеся гигантские стройки на видео.

В целом выставка – очередная утопия-антиутопия. Если утописты Ридный, Никитинова, Спиваков и Корина отменяют деньги, опрокидывают цифры и пирамиды, изображают альтернативы обмена и производства, то анти-утописты Рябова, Бражкин, Витт выглядят системными, комнатными спекулянтами-ростовщиками, подыгрывающими капиталу абсурдом и доводящими наличествующее капиталистическое безумие до очередного семантического коллапса. В любом случае, проект показательный и, как говорится, симптоматичный. Молодое поколение, кажется, находит не только единомышленников в своей возрастной группе, но начинает вырабатывать помимо идеологической, еще и внятную пластическую форму: форму радикального провокативного минимализма и интерактивного вандализма. Это, конечно, отличает «Президиум…», хотя бы, например, от прошедшей год назад выставки «RES PUBLICA» – где были представлены работы со всего мира из собрания Государственного центра изобразительных искусств Франции на тему «общего дела», заряженные позитивным посылом «как нам обустроить…». В этом смысле и Мачулина и «Президиум…» отчаянно агрессивны, их «политическая абстракция» сродни абстракции и «урбанистическому формализму» Осмоловского 1990-х. При этом их простота – это не восхождение к супремам авангардистов и не обнажение смыслов концептуалистами – это заточенный политический слоган и социальный знак. Их цифры – это не медийность и дигитализация всего и вся в духе Вайбеля или Электробутика, это статистические выкладки и графики нормальной социологии. Такой «прагматический поворот», теперь кажется, был неизбежен: все возрастные группировки извне и снаружи, хитрые модели взаимоотношений с капиталом–площадками–кураторами–галереями, все заявления пустить самовыдвижные буржуазные премии на революции – прекрасны и оригинальны. Никогда еще отечественное искусство не подходило так близко к цифрам, росстатам, графикам и социальной аналитике марксистского извода (за неимением другой внятной и действенной), превращая самое цифры в материал и объект, и никогда так просто искусство не превращалось протест, а протест в искусство.

Материал подготовила Анна Быкова

Добавить комментарий

Новости

+
+
19.09.18
03.09.18

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.