Вещи Александра Повзнера

37        2        FB 0      VK 0
22.05.12    ТЕКСТ: 

Не так давно Александру Повзнеру задали вопрос, до какого числа открыта его выставка в галерее «XL». Он только развел руками. Дело сделано, можно отдохнуть.

выставка Александра Повзнера в «XL»; фото: Катерина Белоглазова

Говорят, Повзнер — неангажированный, не влипающий в институциональные расклады художник, своего рода отщепенец, отшельник. Весь этот спектр мнений рожден мечтами об андерграунде — мифологической сущности, имеющей важное мировоззренческое значение для художественного сообщества. Хотя, как показалапрошлогодняя дискуссия на «Аудитории Москва», у нас даже сквотов нет — не то что андерграунда. Желание быть вне устоявшейся системы отношений понятно и прекрасно, но надо отдавать себе отчет, что бесконечно лепить на все ярлык «подпольности» значит романтизировать реальность и обесценивать понятие. Повзнер — художник, действительно потаенный. В том смысле, что он везде присутствует, участвует во многих выставках, но при этом его как бы нет. Во многом свою роль сыграло его умение молчаливо сидеть или ходить с задумчивым или угрюмым видом, а также увиливать от вопросов журналистов и критиков.

Работы Повзнер — да и он сам — уже довольно давно проходят сквозь весь сегодняшний российский арт-процесс. Прошлой осенью, во время биеннале, художник практически параллельно участвовал сразу в нескольких проектах: в выставке в Доме на Набережной в квартире австрийского атташе по культуре Симона Мраза, в проектах «Из области практического знания», который курировал Стас Шурипа, и «Contra Mater», организованный Алексеем Соколовым и Егором Кошелевым, а также в выставках в «Открытой галерее» и в более не существующей галерее на Космодамианской набережной. С одинаковым успехом он оказывался и в чреве огромного арт-центра и вкрохотной галерее, вдали от протоптанных троп. Различные площадки, никак не связанные, не сопоставимые друг с другом, имеющие совершенно разное функциональное назначение и символический вес, включают одного и того же художника, и он при этом не подстраивается под каждую из них. Просто его деятельность в одно и то же время разнообразна и универсальна.

выставка Александра Повзнера на «Фабрике»; фото: Влад Чиженков 

Придя на его выставку в ЦТИ «ПRОЕКТ_FАБRИКА», проходившую прошлым летом, зритель попадал в небольшой зал со множеством работ, которые, если оказаться там без малейшего знания, кто такой Повзнер и что он делает, можно было бы приписать не одному, а нескольким авторам. Подвешенная лодка, выдолбленная в цельном стволе; распятие, водруженное на зиккурат из пальчиковых батареек; пинг-понговый стол, который ранее использовался художником в проекте для молодежной биеннале; макет детской игровой площадки с неожиданным новшеством; торчащие из пола гипсовые руки; конструкция из стеклянных банок, — все они и многое другое сходятся вместе, словно чья-то кураторская воля собрала человек семь художников, близких в своих изысканиях и прозрениях, но практически ничего не знавших друг о друге до этой выставки. Нынешняя экспозиция в галерее «XL» не настолько разнородна, но все же момент фундаментального рассогласования присутствует. В центре зала круг из питьевых автоматов, стилизованных под каменные монументы, между которыми расположился колокол из войлока. Тут же рядом батарея, прикрытая красной шторой, а с другой стороны — диван, уподобленный святому Себастьяну и ощетинившийся воткнутыми в него стрелами. Три другие инсталляции: макет летающей тарелки из тарелок вполне земных, сооружение из деревянных балок и, наконец, металлическая конструкция, напоминающая поваленное дерево. Все это разнородные объекты, выстроенные в цельную картину.

Повзнер хорошо понимает, что такое вещи. Возможно, поэтому Александра Сухарева и Ирина Корина и считают его близким по духу. Обе художницы, также как и Повзнер, что-то тихо делают, а потом мы понимаем, что они везде. И их двигателем являются не умение продвигать собственное искусство, а совершенно иное свойство. Это те люди, которые чувствуют атмосферу вещей, постоянно изменяющуюся материальную среду — способность, как ни странно, не такая уж распространенная среди современных российских художников, которые обычно работают даже не с идеями, а по большей части со словами. Возможно, поэтому Повзнер скуп на слова — вещи полностью занимают его. И если вещи это его слова, то он очень разговорчив, даже, можно сказать, не умолкает — говорит и говорит, а уж где, как и кому — вопрос второстепенный.

выставка Александра Повзнера в «XL»; фото: Катерина Белоглазова

Впрочем, на вопрос «что?» в случае данной выставки можно дать ответ. Прошли те времена, когда корпоративная культура с ее минималистичной и функциональной мебелью, уродливыми, но нужными приспособлениями была в центре общественного внимания. Сама эта культура, естественно, никуда не делась, хотя сильно поизносилась. На ее место в иерархии медийных образов выдвинулись другие явления. В течение последних лет маятник качнулся сначала в сторону чистой государственной мощи, то есть, на деле, упитанных дяденек и тетенек, прилипших к своим постам, а затем — к образу протестующего «рассерженного горожанина». Огромная область офисной жизни оказалась где-то в тени, заброшенная и забытая. Она перестала порождать даже анекдоты. Вероятно, через некоторое время эта сфера, сильно поредевшая или совсем обезлюдевшая, станет тем, что демонстрирует Повзнер — мифом о расцвете и упадке со всеми сопутствующими товарами: моральными интерпретациями этого процесса и рассуждениями о том, что было бы если-бы-не. Мелкие конторы адаптировали эстетику больших организаций, демократизировали ее, украсили китайскими колокольчиками и прочими подушечками. В пространстве галереи «XL», где корпоративной культуре было посвящено достаточно медитаций, такой финальный аккорд выглядит особенно уместно. И вот войлочный колокол гремит, собирая вокруг остатки великой корпоративной армии. Сто дней. Последняя битва вещей. Старая гвардия умирает, но не сдается.

выставка Александра Повзнера в «XL»; видео: Мария Харитонова

Материал подготовил Сергей Гуськов

Добавить комментарий

Новости

+
+
25.07.17

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.