#Самоорганизация

Даем возможность высказаться всем

59        2        FB 0      VK 0
21.12.12    ТЕКСТ: 

16 декабря на территории «Электрозавода» состоялась акция «Периметр». Три десятка человек улеглись на бетонный пол вдоль стен небольшого зала, символически замыкая цепь. Пространство, которое таким образом было включено, до этого уже работало в тестовом режиме — за пару дней до акции там проводились показы и обсуждение художественных работ. О предыстории, настоящем и будущем арт-площадки рассказали организаторы и участники событий.

Леонид Ларионов: 

Идея о независимой арт-площадке зародилась у меня еще около года назад. Основной мотивацией было желание иметь доступную экспериментальную площадку, которая стала бы полем активного взаимодействия художников, занимающихся современным искусством, и которые готовы выйти за свои пределы «зоны комфортного». Каждая выставка это серьезный повод для мобилизации своего потенциала и основное желание было создать пространство, где таких ситуаций для мобилизации своих сил было бы как можно больше, и что очень важно, вне какого либо институционального давления.

Самое сложное было найти подходящее место. Я долго искал помещение. По воле случая оказался в нужный момент и в нужное время на «Электрозаводе», где мне сказали, что освобождается помещение. Взглянув на него, тут же понял, что нужно действовать решительно и сразу же снял это просторное помещение. Так как в прошлом это был какой-то производственный цех, было очевидно, что придется сильно потрудиться, чтобы облагородить место и привести его в нужный вид.

Еще на этапе поиска помещения я начал активно делиться со всеми идеей о создании площадки, в связи с чем сформировался небольшой круг единомышленников. А во время ремонта наш круг стал еще более сплоченным. С Наташей Тимофеевой мы учились в школе Свободные мастерские, c Андреем Строгановым познакомились в Третьяковке на монтаже выставки «ОНТ», в которой мы вместе участвовали, c Володей Потаповым мы достаточно давно познакомились в Facebook на предмет интереса к современному искусству, а c Пашей Гришиным — совсем недавно, когда начали учиться в ИПСИ.

Уже во время ремонта мы старались приглашать как можно больше знакомых, связанных с художественными практиками, и привлекать их к общему делу. На данный момент наш коллектив состоит в основном из студентов или уже выпускников Свободных мастерских, Школы Родченко и ИПСИ. Сейчас мы подходим к финальной стадии подготовки помещения к выставочной деятельности, параллельно начинаем обсуждать будущие проекты и продолжаем привлекать тех, кому это может быть интересно.

показы и обсуждение художественных работ, арт-площадка на «Электрозаводе»; фото: Инна Резуненко, Грета Димарис, 

Андрей Строганов:

Пространство придумано и создано для молодых современных художников, объединенных интересом к искусству, открытых к обсуждению актуальных проблем и поиску новых художественных тактик. Мы даем возможность высказаться всем, познакомиться не только друг с другом, но и с уже более опытными художниками, кураторами и галеристами — например, нашим хорошим другом, оказывающим поддержку, стал известный еще с 70-х годов как член арт-группы «Гнездо» Виктор Скерсис.Уже давно зарекомендовавший себе куратор Владимир Потапов (галерея «Триумф», агентство Арт.ру и т.д.) стал главным вдохновителем и организатором акции «Периметр», первой на нашей арт-площадке — перформанса в качестве антропометрии художественного пространства, где каждый художник выступает в роли равнозначной мерной единицы. В планах у нас проведение новых акций, совместных выставок и мастер-классов. Лично я надеюсь на возникновение новых творческих союзов и развитие новых художественных стратегий, языка.

Наталья Тимофеева:

Пространство на «Электрозаводе» «рождалось» постепенно и задумывалось в первую очередь как арт-площадка, дающая возможность реализации независимых от институций художественных практик. Изначально внимание обращено к коллективному началу, делается ставка на практическую деятельность всех участников сообщества. Лично для меня важен процесс на всех его стадиях, начиная от рождения идей и вплоть до их финального исполнения.

На протяжении нескольких месяцев идет ремонт. Проведение демонтажных работ и облагораживание пространства интегрируют людей с абсолютно разными возможностями. Это подчеркивает открытость и заинтересованность к арт-сообществу в контексте формирования новой, мобильной, открытой к высказываниям и жестам, площадке. Важно подчеркнуть, что еще на незавершенной стадии ремонта мы провели ряд обсуждений работ студентов ИПСИ и Школы Родченко, была проведена акция «Периметр», иллюстрирующая антропометрическое измерение пространства. Это метафора, символизирующая единение и взаимосвязь идей в локальной ситуации.

Несомненно, задача ясна – это организация выставочной деятельности, обсуждение проектов, проведение акций, перформансов, с максимально возможным расширением художественных средств. Результат? Для меня важнее процесс, игра, партисипативность как основа общения! Вектор нашей работы гибок и расплывчат, мы открыты к экспериментам, практикам, позволяющим реализовывать свои высказывания с четким желанием быть услышанными.

акция «Периметр»; фото: Дмитрий Юшков

Павел Гришин:

Вообще это пространство существует благодаря Леониду Ларионову и его друзьям: Наташе Тимофеевой, Андрею Строганову, Володе Потапову, Елене Мартыненко, Альберту Солдатову, Владу Шатило, Кириллу Денинзону, Игорю Певневу. С сентября этого года ребята проделали там огромную работу, сами делали ремонт: сбивали старые стены, делали новые, штукатурили, красили, выносили старый заводской мусор. Так что я пришел в это место, можно сказать, на готовенькое, хотя нам предстоит еще многое сделать. Для меня это пространство ценно прежде всего общением с людьми, которые там бывают, возможностью обсудить интересующие нас вопросы, показать свои работы и посмотреть работы других.

Первым нашим взаимодействием стала художественная акция «Периметр», идею осуществления которой предложил Володя Потапов. Причем мы довольно интенсивно обсуждали детали ее проведения и саму концепцию. В итоге, этот перформанс, как мне кажется, довольно точно описывает формат, в котором это пространство могло бы существовать, а именно — коллективное взаимодействие свободных творческих единиц. Что же касается планов на будущее, то мы задумали довольно насыщенную дискуссионную и выставочную программу в наступающем году, но в данный момент нашей основной задачей является, конечно, завершение ремонтных работ и окончательная отделка помещения.

Владимир Потапов:

На данный момент сложно говорить о каком-то сформировавшимся сообществе, в моем понимание такое сообщество возможно спустя некоторое время после совместных практик, и то вряд ли его надо представлять как сообщество, скорее стоит говорить об определенной среде. Важным условием является и то, что площадка имеет открытый формат. На наш взгляд, это важное условие, это не просто дружеский междусобойчик, который, как правило, бывает достаточно герметичным, а наоборот – место и для художественной активности и для знакомств, встреч, обсуждений, – одним словом, всего того, что способствует формированию контекста. Именно в таких образованиях может что-то случится. Уже в течение нескольких месяцев идет ремонт, были проведены обширные демонтажные работы, сделаны стены, потолок, но работы еще предостаточно. Планы этого места просты: закончить ремонт, а дальше – активная выставочная деятельность, встречи, обсуждения, акции.

акция «Периметр»; изображения: Андрей Блажнов

Михаил Заиканов:

Мне нравятся когда молодые художники самоорганизуются в какие-то объединения – без манифестов и лозунгов, не выступая единым фронтом. У встреч на «Электрозаводе» нет формата, иногда это работа и помощь с уборкой, покраской и организацией пространства, иногда – показ собственных работ и их обсуждение или просто посиделки. Я стал ходить туда недавно, недели две назад, хотя работа над пространством и встречи проходят уже несколько месяцев. Организовали его выпускники Мастерских ММСИ, к которым присоединились студенты из Школы Родченко и ИПСИ. Подобные инициативы важны для молодых художников, они создают ризому – горизонтальную, запутанную как корневища растений связь между ними, без вертикали институционной системы. Поэтому участники и гости – это не группа (электрозаводчане, например), каждый независим и обладает своим бэкграундом, работает в своем медиуме и со своим набором проблемам и тем.

Грета Димарис:

Мой однокурсник по ИПСИ Леня Ларионов арендует это помещение, но мыслит его не камерно-индивидуалистично, а как неформальную дружескую территорию для художественных экспериментов и, возможно, их презентации. Формирование идеи находится еще в процессе, так же как и ремонт-обустройство – и то и другое требует коллективного вложения. Мы уже начали «нагревать» пространство, провели встречу-знакомство нашего курса ИПСИ, с показом портфолио – это очень классная и важная традиция, которая обнаруживает, как мы друг другу интересны, какую «поляну» мы все вместе составляем. Потом по инициативе Владимира Потапова измерили периметр «в творческих единицах» – совершили условный ритуал освоения пространства посредством своих тел, примерились. И кстати, в акции участвовали разные ребята – и студенты ИПСИ, и другие друзья-художники, и соседи – творческий народ, который уже по-своему обжил «Электрозавод» – то есть появились первые признаки того, что мастерская может стать такой точкой сборки. В общем, начало положено, и дело кажется живым – я участвую.

Дмитрий Ляшенко:

Я знаю Леню Ларионова и Наташу Тимофееву по Свободным мастерским. Узнал, что Леня нашел место на «Электрозаводе» то ли под мастерские, то ли под выставочные мероприятия, то ли и под первое и под второе. Пришел посмотреть и пообщаться, заодно и в перформансе поучаствовал. Пока был там один раз. Ничего не жду, ожидания обычно портят впечатление. Но надеюсь, что у ребят получится задуманное.

Материал подготовил Сергей Гуськов


Добавить комментарий

Новости

+
+
13.11.17
19.10.17
16.10.17

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.