Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre Oci

540        1        FB 0      VK 0

Егор Софронов о выставке двух восточноевропейских художников «Схождение параллелей» в рамках параллельной программы Венецианской биеннале

05.06.13    ТЕКСТ: 
Анатолий Осмоловский, Тотем, 2009, Casa dei Tre Oci, Венеция // Фото: bazaeducation.ru

Анатолий Осмоловский, Тотем, 2009, Casa dei Tre Oci, Венеция // Фото: bazaeducation.ru

Вы можете приобрести каталог выставки и сборник текстов Анатолия Осмоловского и Павла Альтмахера на странице Aroundart.ru на сайте Planeta.ru – в поддержку сайта, который вы сейчас читаете. 

В параллельной программе Венецианской биеннале открылась совместная выставка восточноевропейских художников Павла Альтхамера и Анатолия Осмоловского. Выставку «Схождение параллелей» (Parallel Convergences) курировал Николас Каллинен из Нью-Йоркского Метрополитен музея. Он — автор нескольких статей в каталогах двух недавних выставок российских художников: «Шоссе энтузиастов», прошедшей здесь же в прошлом году, и персональной выставки Арсения Жиляева «Музей пролетарской культуры». Каллинен — в прошлом сотрудник британского музея Тэйт, где он активно содействовал интересу музея к покупке работ российских и восточноевропейских авторов (в 2012 году в музее был создан комитет по закупкам в Восточной Европе и России с бюджетом около 400 тысяч долларов в год).

Как заявляет текст к выставке, корпусы работ двух художников куратор намеревался сопоставить так, чтобы зритель смог сам поразмышлять о сходстве и различии в одновременном развитии художественных практик двух авторов одного поколения, но разных стран — Польши и России эпохи пост-коммунистического транзита. Название выставки — оксюморон — отсылает к ремарке убитого Красными бригадами итальянского премьер-министра Альдо Моро о переговорах Коммунистической и Христианско-Демократической партий в 1970-е, чьи политические позиции было невозможно свести.

Экспозиция занимает три этажа площадки, название которой (Casa dei Tre Oci) с итальянского переводится как «трёхглазный дом». Но и двух глаз достаточно, чтобы заметить, что Осмоловский представлен широким спектром работ, охватывающим основные этапы творчества, в то время как Альтхамер показан только видео из одной серии работ и одной скульптурой.

Известно, что Осмоловский начинал в конце 1980-х как литературный автор, и этот факт позволяет взглянуть на него немного иначе. Ранний — радикальный — период творчества художника представлен в форме архивного стола, в ящиках которого — не только документации канонических акций, но и текстовые материалы, журнал «Радек», манифесты. Выдвигая ящики, зритель может проследить траекторию раннего Осмоловского и контекст художественной среды, в которой он оперировал — группы художников Московского акционизма, противопоставляющих себя старшим товарищам, Московскому концептуализму. Здесь подготовительный чертеж к «Тексту» группы Э. Т.И. (1991), фотографии леопардов в галерее «Риджина» выставки «Леопарды врываются в храм» (1992), и художника, оседлавшего памятник Маяковскому — акция «Путешествие Нецезюдика в страну Бронденгнеггов» (1993).

Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский, Параллельные схождения, вид экспозиции, Casa dei Tre Oci, Венеция, 2013 // Фото: bazaeducation.ru

Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский, Параллельные схождения, вид экспозиции, Casa dei Tre Oci, Венеция, 2013 // Фото: bazaeducation.ru

Помимо задачи представления Осмоловского более широкой публике, выполнить которую позволяет биеннале, выставка также взялась за историзацию трансформаций методологии художника. Тут чётко виден его переход к объектному производству, ориентированному на формальные проблемы. Во многих случаях этот переход закрыл доступ непосредственно политическому высказыванию, которое ранее было столь центральным узлом в его перформатизации коллективного, как в «Баррикаде на Большой Никитской» (1998). Фотографиям этой акции отведен целый зал. На фото среди лозунгов и молодых людей в джинсовых куртках видны крупные копии Пикассо и Малевича, подчёркивающие именно художественно-историческое пространство, в разговор с которым себя стремился поместить художник. Неприемлемые, даже абсурдные лозунги («Баррикада» отмечала тридцатилетнюю годовщину мая 1968-го) и последующий поход на Кремль диалектически противопоставлены подходу предыдущего акционистам поколения: коллективному взаимодействию Московской Концептуальной школы, например, экзистенциальным «Поездкам за Город» группы «Коллективные действия». Если во времена «застоя» художники абстрагировались от тоталитарного коммунизма в пространство мыслимой ими свободы, то в ключевой момент вторжения в Россию неолиберального капитализма они внедрялись в политическое тело своими заявлениями и присутствием.

Переход от этих громких политизированных действий к «Жукам» и «Деталям» (2004), нерепрезентативным, эмалированным деревянным объектам, подчёркивающим свою материальность, был связан с увлечением тем, что было названо как «нонспектакулярное искусство» — результат знакомства Осмоловского с Альтхамером на Manifesta-3. Однако, несмотря на включение нескольких «переходных» объектов (бронзовый «Флаг», 1999; «Критика состояния стен», 2001), между этими этапами обнаруживается принципиальная несовместимость и этот поворот остаётся загадкой. Некоторые указывают в качестве причины на общеполитическое развитие нефтяных нулевых, именно в которые Осмоловский и стал признанным мастером и олицетворением поколения 1990-х.

Анатолий Осмоловский, Детали, 2004, Жуки, 2004 // Фото: osmopolis.ru

Восьмичастная серия Альтхамера «Так называемые волны и другие ментальные феномены» (2003—2004), распостранена на мониторах и проекциях по протяжённости выставке. В ней он автобиографически записывал свои опыты под воздействием наркотиков: ЛСД, пейота, гашиша, и сыворотки правды. В большинстве видео Альтхамер неуклюже пытается вербализовать свой опыт, в то время как камера ориентирована на искажённое воздействием наркотика лицо художника или расфокусированный пейзаж. Начинается всё с «Вероники» (2003—2004), на первом этаже палаццо: рождение дочери художника и опыт его отцовства, как своего рода ответ Мэри Келли. В восьми видео очевидно заслуживающая интереса работа с формой, отсылающей к классическому видео 1970-х и перформансу тела 1960-х, сочетается с автобиографической сериальностью. Серия была создана в со-авторстве с Артуром Жмиевским, соратником Альтхамера и известным польским художником. На одной из уличных афиш мне удалось увидеть приписку фломастером к именам Осмоловского и Альтхамера: «И Артур Жмиевский!!!».

Новые работы, датируемые 2013 годом, и у Осмоловского, и у Альтхамера выполнены в медиуме скульптуры. После «Тотема» (2009), абстрактной и симметричной деревянной колонны, и серии «Хлеба» (2007—2008) — настенных, разноразмерных деревянных панелей, структурированных согласно решётке иконостаса, Осмоловский возвращается к натуралистической репрезентации. Обе работы 2013 года — «Портрет мёртвых революционеров» (2013) и «Золотой автопортрет» (2013) радикально отступают от абстрактных или материально-ориентированных объектов середины 2000-х. Вещественность и формальное восприятие переходит в миметическое узнавание. Первая — квази-соцреалистические бронзовые головы Бакунина, Маркса, Ленина, Троцкого, и Сталина, наколотые на выполненные из того же материала основания в виде штыков, вторая — отлитая из заменителя золота, натуралистическая скульптурная репрезентация художника. Он изображен в полном наряде священника православной церкви с несколькими вклеенными миниатюрными фотографиями на костюме — знаменитые акции 1990-х и 2000-х («Текст» группы Э. Т.И., «Последнее Табу» Олега Кулика, хулиганская акция Александра Бренера в Стеделик-музее, уголовно-преследуемая акция Pussy Riot в московском Храме Христа Спасителя) и «Черный квадрат».

Pawel Althamer / Artur Zmijewski, So-Called Waves and Other Phenomena of the Mind, 2003-04

«Автопортрет» рифмуется с Альтхамеровским «Парисом» (2013), его единственной скульптурой, стоящей двумя этажами ниже. «Парис» также отлит из заменителя золота, состоит из несходных форм и одарён внушительным фаллосом. Оригинал, из которого была отлита скульптура, был создан коллективно, по заданию Альтхамера студентами Венской Академии. В «Парисе» сходятся три основных интереса Альтхамера: скульптура, соучастие, педагогия.

Единственная совместная работа художников, специально произведённая для Венеции и одноимённая выставке, это пауерпойнт-презентация нескольких цифровых изображений, которыми два художника обменивались. Они циркулируют в последнем зале на экране ноутбука, поставленного на старинный сундук из чёрного дерева.

Педагогическая активность Осмоловского, начавшаяся с неформальных семинаров и ныне институционализированная в ведомую им школу «База» в Москве, так же как и образовательные эксперименты Альтхамера, несмотря на очевидную параллель и важность в понимании как их творчества, так и художественных практик вообще, практически не представлены. Разве что заметить ее можно по двум томикам журнала «База» в архивном столе Осмоловского и упоминанию в брошюре процесса производства «Париса» Альтхамера.

Почти ровесники Осмоловский и Альтхамер работали и работают в одно время и в одних медиа: перформанс, скульптура и учебные практики. Экспозиция, вопреки заявленной цели, не даёт равноценного и синхронного представления их работ. Не будет преувеличением сказать, что это полноценная (хоть и не хронологическая) ретроспектива Осмоловского, совмещённая со смотром видеопроизводства Альтхамера. Несмотря на подобное кураторское решение, сам идея сопоставления, и тем более представленное искусство, невероятно интересны.

Материал подготовил Егор Софронов

Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский, Параллельные схождения, вид экспозиции, Casa dei Tre Oci, Венеция, 2013 // Фото: bazaeducation.ru

Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский, Параллельные схождения, вид экспозиции, Casa dei Tre Oci, Венеция, 2013 // Фото: bazaeducation.ru

Добавить комментарий

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.