Поиски коммуникации

173        1        FB 0      VK 0
27.09.13    ТЕКСТ: 
902873_555656431124175_1514464241_o

В рамках очередной ярмарки «Арт-Москве» прошел ArtStreamShop – перформанс, напоминающий телешоу вроде «магазина на диване», в ходе которого, правда, продают современное искусство. Елена Ищенко рассказывает о том, что такое ArtStreamShop и чем он может быть полезен «Арт-Москве». 

Если вы еще не видели ArtStreamShop – посмотрите. Увидеть его можно на экране компьютера каждую среду в 20.00 по венскому времени. Во-первых, в рамках шоу вы можете купить какой-нибудь недурной «piece of art» за «the best price», как обещают организаторы шоу. Во-вторых, это весело: две симпатичные девушки в ярких платьях с вызывающим макияжем, пародируя язык телешоу, пытаются продавать молодых художник, доказывая публике, что 30 евро за литографию, пусть и маленькую, – это очень выгодно.

Две девушки – это Людмила Аношенкова и Анна Ходорковская, московские художницы, перебравшиеся в столицу Австрии для учебы в Венской академии художеств (недавно к ним добавилась третья – Вера Климентьева). Для Ходорковской ArtStreamShop – уже второй проект, связанный с эстетикой телевидения. Сначала была Reality Raum Residenz; резиденция для молоды художников, которая располагалась в съемной студенческой комнате. Все, происходящее в ней, транслировалось в интернет. Это не было похоже на обычное реалити-шоу: здесь не было главного приза, никого не выгоняли, никто специально не затевал конфликты и не строил сюжетообразающие интриги. Художники делали свои проекты в реальном времени, а зрители могли круглосуточно наблюдать за этим процессом.

ArtStreamShop – это тоже не совсем «магазин на диване», хотя эстетика таких шоу здесь присутствует и пародируется. Девушки выглядят и говорят как настоящие промоутеры (рекламируя, правда, не товары для быстрого похудения, а произведения современного искусства). Но ASS – это пародия не столько на язык телешоу, сколько на весь арт-рынок. «Сейчас технологии продаж становятся схожими во всех сферах. Все продают и хотят быть проданными, – говорит Людмила Аношенкова. – Поэтому мы продаем нарочито, без стеснения, обнажая технологии рынка».

Чем-то ASS напоминает виртуальную галерею и одновременно онлайн-аукцион современного искусства. Есть собственный круг художников, который постепенно расширяется; их работы честно пытаюсь продавать. Но в отличие от галерей цены в ASS смешные, пародийные – в среднем около 30–40 евро за работу. Круг художников ограничивается в основном друзьями. «Если кто-то хочет участвовать в ASS, мы с радостью принимаем его работы, – рассказывает Аношенкова. – Однако, если художник уже вовлечен в систему арт-рынка, это может стать препятствием к нашему сотрудничеству. Но пока мы никому не отказывали». ASS делает ставку на молодых художников – в этом заключается еще одна функция проекта Аношенковой и Ходорковской. «Я мечтаю, чтобы ASS превратился в популярно-просветительскую переду на ТВ. В таком формате: продажи плюс рассказ о художниках и об искусстве в целом», – говорит Аношенкова.

2

Пока, правда, просветительская функция идет туго. Круг тех, кто обычно смотрит ASS и тем более что-то покупает, ограничивается фэйсбуком. Но художницы постепенно завоевывают новых зрителей и новые пространства: в Москве они провели ArtStreamShop не только на «Арт-Москве», но еще в «Е.К.АртБюро» и в квартире Симона Мраза.

Так что сходство с галерей заканчивается тем, что в ASS продают искусство. Сами художницы называют свое шоу перформансом и сравнивают его с магазинчиком Трейси Эмин и Сары Лукас. «У них, как и у нас, было много фана. И еще они хотели создать коммьюнити. Для меня эта цель тоже очень важна. Я считаю, что сейчас коммуникация как одна из главных функций искусства проявляется особенно отчетливо», – говорит Аношенкова.

ASS пытается расширить поле коммуникации, перенося ее в интернет, тем самым подтверждая еще одну важную тенденцию в современном искусстве – его уходе в виртуальное пространство. В ASS продаются молодые художники, которые, по сути, не сумели пока найти место в мире реальном – они не связаны контрактами с галереями, их работы еще не расползлись по десяткам музеев и большим частным коллекциям. Единственным местом для показа их работ является интернет, где не нужно платить за квадратные метры и за возможность быть показанным миру. Достаточно просто понравиться двум симпатичным девушкам.

В этом смысле, ASS в рамках «Арт-Москвы» – это курьезное совпадение. В недавнем интервью Winzavod Art Review руководитель компании «Экспо-Парк» (она бессменное занимается организацией «Арт-Москвы») Василий Бычков говорил, что если ярмарка останется неокупаемой, то придется переходить в «онлайн-режим» или делать комбинацию виртуального и невиртуального. То есть пойти по пути уже проложенному многими художниками, кураторами и галеристами. И ArtStreamShop, конечно.

Поможет ли такой ход «Арт Москве»? В этом году ярмарка уже пошла на эксперимент и сменила формат, попытавшись сделать ставку на молодых художников и, соответственно, молодые галереи, даже указав им ценовую планку – не больше 5 тыс. евро за работу. Между тем, по-настоящему молодых художников было немного, их работы терялись среди произведений тех, кого точно могут купить – нужно ведь отбивать потраченные деньги. LAZAREV Gallery представляло Олега Целкова за 130 тыс. евро, как пишет Алена Лапина для The Art Newspaper, Марина Гисич представляла Григория Майофиса, Open Gallery – Юрия Альберта, Игоря Макаревича и Авдея Тер-Оганьяна (его «ивы кляйны» продавались недорого – за 4 тыс. евро каждый). Произведения некоторых молодых вполне себе вписывались в этот парад (например, масштабные «ковровые» полотна Василия Слонова), и на общем фоне выглядели совсем не свежо. Даже «Негалерея Обочина», созданная Анной Желудь, представила пару конструкций художницы, сделав ставку на полотна Арона Буха. Единственная галерея из Кубы и вовсе продавала «искусство» словно с главного гаванского рынка сувениров. В целом, «Арт-Москва» снова напоминала, что «повесить на стену» – важнейшая функция любого искусства.

1238989_557144254339484_1223443445_n

Полотна Олега Целкова на стенде LAZAREV Gallery // Фото: «Арт-Москва»

Можно, конечно, сослаться на ярмарочный формат и сказать, что это пресловутое «повесить на стену» нужно, в первую очередь, коллекционерам, а «Арт-Москва» и галереи пытаются лишь соответствовать. Но посмотрев выставку из огромной коллекции кардиохирурга Михаила Алшибаи, прошедшую в рамках параллельной программы «Арт-Мсквы», понимаешь, что хорошие коллекционеры ценят в искусстве совсем не декоративность, а нечто большее.

Показательно и то, какие функции признает за современным искусством Василий Бычков. «Бизнес, инструмент для продвижения, образование и развлечение», – рассказал он в интервью Winzavod Art Review. Функция коммуникации – важнейшая для современного искусства – организаторов «Арт-Москвы», видимо, совсем не волнует. В этом смысле, соседство ASS и «Арт-Москвы» стало своеобразным индикатором необходимости налаживания разного рода коммуникаций. И переход в «онлайн-режим» этому может только помешать.

Добавить комментарий для Симон Мраз: «Новый «Мерседес» – это так скучно» Отменить ответ

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.