#Молодые художники

Наташа Тарр: украшение красивого

473        1        FB 0      VK 0

Без пафоса и искусственного морализаторства о социальном. Первая персональная выставка художницы в галерее pop/off/art

31.07.14    ТЕКСТ: 

Наташа Тарр, The Only Nice Things, галерея Pop/off/art, до 17 августа

фото (1)

В галерее Pop/off/art проходит первая персональная выставка Наташи Тарр The Only Nice Things. Яна Юхалова считает, что молодой художнице удалось без пафоса и искусственного морализаторства рассказать о социальном.

Проект Наташи Тарр The Only Nice Things похож на популярную детскую забаву – печатные лабиринты, которые раньше часто публиковались в детских журналах и газетах. Кажущаяся предельно запутанной и абсолютно абстрактной форма начинает приобретать четкие очертания, стоит провести первую карандашную линию. Но для того, чтобы отыскать верное решение, не раз приходится наткнуться на ложный выход, который оказывается тупиковым.

Название проекта прямо сообщает: перед нами исключительно красивые вещи. И не обманывает: восемь холстов с черно-белыми орнаментами, на первый взгляд, кажутся абсолютно декоративными. Этот эффект усиливает выбранный способ экспонирования работ: они равномерно распределены по стенам галереи, олицетворяя собой предметы чистого созерцания без лишних рефлексий. Но при ближайшем рассмотрении внезапно появляется смутное чувство угрозы, исходящей от этих полотен. Рушится первоначальное ощущение абсолютной симметрии изображений: паттерны не идеальны, левая и правая часть не совпадают. А если посмотреть еще внимательнее, становится очевидно, что образы, казавшиеся изначально деталями орнамента, на самом деле, не что иное, как черепа.

Свой художественный язык Наташа Тарр выстраивает на основе наблюдений за общественными ритуалами и работает, в первую очередь, с темой социального, памяти и времени. Так, для своей первой персональной выставки, состоявшейся в прошлом году на площадке «СТАРТ» (тогда художница выступала под фамилией Кучумова), Наташа Тарр представила свои размышления на тему письменности. По ее мнению, в тот момент, когда человек впервые решил запечатлеть устную речь в письменной форме, и состоялась самая древняя кража. Человек сам выкрал у себя важнейшую способность, отличающую нас от остального животного мира, – возможность говорить, предав ее крайне ненадежному носителю, заранее обреченному на неспособность остаться в вечности.

Проект The Only Nice Things – о неуемном стремлении человека к декорированию собственной жизни. Способов этого, как известно, масса: и мифотворчество в социальных сетях, часто неосознанное, и, кажется, уже абсолютно неизбежное, и предметы статуса, которыми может быть что угодно – живые существа, в том числе. В основе каждого изображения – паттерн безличного советского ковра (функционал которого в малогабаритных «хрущевках», кстати, тоже сводился к тому, чтобы «быть не хуже других»), в канву которого Наташа Тарр вплетает силуэты черепов декоративных комнатных собачек. Она рассказывает: «Сегодня, для создания определенного образа в ход идет любое оружие – брендовая одежда, дорогой автомобиль и получившая большой резонанс мода на маленьких декоративных собачек. Дама без собачки встречается все реже, а живое существо становится не просто домашним питомцем, но и статусным аксессуаром – вещью».

Разочарованный зритель, решивший, что эта выставка – о критике общества потребления, попадает в ловушку, старательно устроенную художником. Наташа Тарр продолжает «украшать красивое», отказываясь от того, чтобы изображения напечатать, чего для критической задачи было бы вполне достаточно. В качестве материала она использует темперу, оставляя незакрашенные белые участки. А изображения черепов находит в Интернете, а затем меняет их размер и ракурс для того, чтобы добиться максимальной мимикрии под элементы орнамента и композиционного равновесия.

Художница тщательно отшлифовывает каждую деталь, возводя декораторство в культ, и тем самым подчеркивает: цель проекта не в том, чтобы ткнуть человека носом в его пороки. Наташа Тарр не пытается отмежеваться от общества картинок, а напротив, всеми силами подчеркивает принадлежность к нему – собственную и каждого из нас, в том числе. Отличная иллюстрация того, как говорить о социальном без пафоса и искусственного морализаторства.

Добавить комментарий

  • […] Наташа берёт контуры черепков мини­а­тюрных собачек и делает из них огромный орна­мен­тальный холст — как статусный ковёр на стене, прими­тивное укра­шение жилища, так и собачки — знак совре­менной статус­ности, который распро­странён одно­вре­менно в разных соци­альных слоях. Где-то же суще­ствует кладбище этих собачек! В то же время эти орна­менты могут напо­минать архи­тек­турные планы, например, готи­че­ского собора, или такие же пафосные хрустальные люстры. Впервые эту тему Наташа начала разра­ба­тывать в своём персо­нальном одно­именном проекте. […]

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.