#Открытия

Открытия недели: 6 – 12 октября

398        2        FB 0      VK 0

Новые проекты на Электрозаводе, интервенции в оффлайн в галерее «Богородское» и перформанс Exhibit B в ММОМА

13.10.14    ТЕКСТ: 

Прошлая неделя: сразу два новых проекта самоорганизации молодых художников и кураторов на Электрозаводе, интервенции в оффлайн в галерее «Богородское» и перформанс Exhibit B на грани искусства и театра в ММОМА.

«Ты ведь знаешь, что идет война, не так ли?», галерея red square, до 24 октября

Территория Электрозавода стремительно обживается некоммерческими художественными инициативами, причем созданными на личные средства художников и кураторов. За red square ответственны Наталия Протасеня и Мария Дудко, которые заявили в качестве цели создание «альтернативы конъюнктурной системе современного искусства». В галерее они планируют выставлять работы социально-ориентированные и политические, которые чаще всего не проходят «фэйсконтроль» на других площадках. Первая выставка не оставляет в этом сомнений: название нам «как бы намекает» на текущую политическую ситуацию. Кураторы выстроили контрастное пространство, столкнув лбом интимность личного выбора идентичности каждого человека и машину общественных стереотипов и государственных идеологий. На открытии попасть в галерею можно было только позволив кураторам нарисовать на вашей щеке российский триколор (были те, кто отказывался и выставку не смотрел), на полу – разбросаны листовки с националистическими лозунгами типа «Ты русский! Гордись этим». При этом саундтрэком стала воспроизводимая по кругу аудио-работа Дмитрий Федорова: личный рассказ об отношениях с матерью и становлении своей сексуальной идентичности (в дальнем конце зала – его фотопортрет в ее образе). Подобную выставку и вправду сложно представить в каких-либо иных пространствах, и даже не столько из-за «неудобной» политической дискуссии, сколько из-за предельной искренности коллективного авторского высказывания. Это чистое приглашение к диалогу, без каких-либо посторонних сопутствующих интересов, которые обычно сопровождают выставки как в публичных институциях, так и на неформальных квартирниках. Посмотреть выставку можно по предварительной договоренности и в день финисажа — подробнее на странице в facebook; также планируется открытое обсуждение, которое состоится 13 октября в 20:00 в Библиотеке им. Ф.М. Достоевского. – О. Д.

«Дельфин Агностик. Оффлайн», галерея «Богородское», до 9 ноября

Выставка в «Богородском» – второй «молодой» проект за неделю с ярким кураторским жестом и острополитической тематикой (и снова про конфликт личного выбора и общественного стереотипа), а кроме того – старым, как мир, вопросом «Что такое искусство?». Прием кураторов – Алины Глазун и Александра Журавлева – простой: кусок реальности из обыденного пространства переносится в пространство искусства. Только здесь это не писсуар и сушилка для бутылок, а посты из блога (двойная обманка: из онлайна, но реального, в оффлайн, но образный). Дельфин Агностик – псевдоним автора одноименного блога, где сплошь и рядом резкие критические выпады в сторону набивших оскомину стереотипов и идеологем (от цензуры и феминизма до высшего образования и мастурбации). Так проект, который строится на обратной связи (культуре лайков и комментариев) оказывается в замкнутом пространстве консервативного выставочного зала. Кураторы до конца соблюли границу и не стали помещать текст опроса «есть ли цензура в России?» на реальные урны, а оставили на импровизированной лавке – она стала центром экспозиции. Но и здесь проект опирается на обманку: будучи совсем замкнутым внутри галереи, сам он работает исключительно как интерактивный эксперимент, где реакция и ощущения зрителя – самое интересное. – О. Д.

Exhibit B, Московский музей современного искусства, до 14 октября

В ММОМА на Гоголевском бульваре в рамках фестиваля ТЕRRIТОRIЯ показывают выставку-перформанс Бретта Бейли. Несколько чернокожих артистов в театральных декорациях изображают жертв расизма, иллюстрируя ужасы европейского колониализма. Никаких при этом индейцев или вьетнамцев нет. Как нет и случаев обратной перспективы – судеб белых в Африке (Бейли как и Кутзее, описавший их, выходец из ЮАР). Для 20-минутного спектакля в Москве к сложившейся труппе присовокупили еще двоих «актеров» (один из которых – гастарбайтер из Киргизии ­), которые позируют перед публикой без декораций: рядом с собственным досье о происхождении, семейном положении и т.п. (времени не хватило?). Все это называется еще «человеческим зоопарком» – и действительно все перформеры заглядывают зрителям в глаза с укором и вызовом, что отличает проект от похожих выставок: «Зоопарка художников» в галерее «На Солянке» или ретроспективы перформансов Марины Абрамович силами волонтеров в «Гараже». Самый пронзительный момент проекта – тексты самих участников на первом этаже о том, что расизм продолжается: и в Европе, и в России. На все эти живые инсталляции, долженствующие разоблачать тягу к разглядыванию инаковых, можно посмотреть еще 2 дня за 1000 рублейshow must go on– А. Б.

Открытие кураторской мастерской «Треугольник», «Электрозавод»

Еще один камень в строительстве нового, на этот раз основанного на самоорганизации, художественного кластера на «Электрозаводе» был положен Ваней Исаевым и еще 14 молодыми кураторами. На задворках «Электрозавода», под аккомпанемент вечно играющего радио (на случай объявления ЧП) они открыли «Треугольник» – небольшое пространство, призванное стать дискуссионной площадкой для кураторов и критиков. На премьерной выставке показали документы уже состоявшихся проектов, курированием которых занимались участники «Треугольника»: плакат с выставки «Если бы…», проходящей в соседнем корпусе «Электрозавода», картотеку работ «Бессрочной диспансеризации» Илины Червонной и других. Рассмотреть все было довольно трудно: на квадратный метр этого треугольника пришло слишком много тех, кто жаждет независимых кураторских проектов и открытых дискуссий. Значит, ребята попали в точку. – Е. И.

Фотографии: ММОМА, Ольга Данилкина, Татьяна Сушенкова

  • Татьяна:

    Все ок, только фотография http://aroundart.ru/wp-content/uploads/2014/10/triangle6.jpg кажется все-таки моя (Сушенкова Таня), а не ММОМА, Ольга Данилкина, Иван Исаев.
    Скидывала ее на днях, в полный размер + в виде превью, безвозмездно Илине, дальнейшую судьбу не знаю.

  • admin:

    Таня, сейчас поправим! Фотографии были предоставлены Ваней Исаевым, извините)

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.