#Открытия

Открытия недели: 13 – 19 октября

404        3        FB 0      VK 0

Еще одна версия петербургского современного искусства в Музее Москвы, русский перформанс в Гараже, два новых проекта на неутомимом Электрозаводе и публичная программа Manifesta 10.

Среди открытий прошлой недели: еще одна версия петербургского современного искусства в Музее Москвы, русский перформанс в Гараже, два новых проекта на неутомимом Электрозаводе и публичная программа в рамках Manifesta 10.

«Другая столица», Музей Москвы, до 14 ноября

68 нынеживущих и работающих в Петербурге художников, выставка-каталог и амбициозный кураторский проект Евгении Кикодзе и Олеси Туркиной, перекликающийся темой с выставкой «Говорит Москва» и явно у нее выигрывающий (хотя бы качеством представленных работ). Кажется, кураторам удалось собрать если не всех, то очень и очень многих – от Евгения Юфита до молодой видеохудожницы Алены Терешко, от участника «Митьков» Владимира Шинкарева до Григория Ющенко, от Ольги Тобрелутс до коллектива «Что делать?», от Петра Швецова до Кирилла Макарова, от Юрия Штапакова до Ильи Гришаева и Маши Ша. Кураторские амбиции очевидны – как и некоторые осечки экспозиции. Так, Евгению Юфиту отведена целая комната с фотографиями и большой плазмой, на которой показывают шесть фильмов художника. А не менее экспериментальная работа коллектива «Что делать?», зонгшпиль «Башня», висит к скромном и светлом углу, отчего происходящее в кадре становится трудноразличимым. В отдельные моменты выставка напоминает какой-нибудь из рассказов Борхеса, будто тяга к простому перечислению превышает желание разложить все по полочкам, как это сделал, например, Петр Белый в своем проекте «Невидимая граница». В итоге остается ощущение сумбура, возможно, правильное: петербургское искусство многогранно, и загонять его в рамки школ и последовательностей – дело, наверно, не совсем благородное. – Е. И.

«Перформанс в России: картография истории», МСК «Гараж», до 5 декабря

Фактически, это попытка выстроить скелет развития этого направления в России, начиная с выбранной кураторами точки отсчета – 1913 года, когда футуристы пошли «в народ», чтобы сделать искусство жизнью – и по сегодняшний день. Сто лет разделены на этапы: 1910–20-е, 1970-е, 80-е, 90-е и 2000-е. Каждый этап представлен в отдельном небольшом пространстве, занятым артефактами, демонстрирующими наиболее важные, с точки зрения кураторов, перформансы. В качестве развлекательной части посетителям предлагается составить собственные маршруты, используя смартфоны, – не в соответствии с периодами, а по 12 тегам, например, «Лозунг», «Пейзаж», «Костюм» и так далее. Помимо собственно выставки издан серьезный каталог всех работ с комментариями авторов и критическими статьями. Плюс запланирована насыщенная образовательная программа из лекций, кинопоказов, акций и мастерских. – Елена Клабукова

Наташа Тимофеева «Без названия», галерея «Электрозавод», до 1 ноября

Пространство галереи «Электрозавод» за чуть больше, чем полтора года существования пережило два названия (в прошлом «Периметр») и множество конфигураций: помимо стандартных развесок его выкладывали по периметру своими телами художники, встраивали в него куб из ДСП, располагали импровизированную мастерскую художника, подвешивали скульптурные головы на троссах… Инсталляция Тимофеевой в этом ряду  высказывание самое минималистичное и деликатное. Сама художница описала его как очень женское  эта ассоциация и вправду приходит в голову в первую очередь. Осмысляя архитектуру Электрозавода, Тимофеева соорудила подобие колонн из невесомой строительной сетки, расположив их по углам вдоль стен, где им и следует быть по архитектурой логике. Они аккуратно дополняют существующую несущую конструкцию, которая проходит сквозь все здание. Сетчатые колонны  это все, что создает произведение, ощущаемое буквально физически. Просторное и чистое пространство как таковое ощущается не пустотой, а средой грядущего созидания: идей, витающих в воздухе, переживаний, двигающих вперед, кооперации единиц, дающей на выходе больше своей суммы в общем той многообещающей потенциальности, которую на наших глазах обретает Электрозавод как площадка. Это пространство если и можно назвать гулким словом Ничто, как описывает его куратор Дима Филиппов как метафору положения современного художника, то это Ничто  пустота сознательно выбранная и, вероятно, продуктивная. – О. Д.

Лиза Морозова «Ускользающее и ускользаемое», кураторская мастерская «Треугольник», до 6 ноября

Кураторская мастерская «Треугольник» открылась выставкой художника, который в представлении не нуждается. Лиза Морозова, корифей отечественного перформанса, участница группы «Запасный выход» и программы Escape, объясняет этот жест свободой независимого художников  она может позволить себе выставляться и в Венеции, и в мастерской молодых кураторов (очевидный факт, но почему-то раньше ни одному т.н. независимому художнику этого в голову не приходило). Треугольное пространство выставки организовано в режиме классической развески по стенам. Здесь в качестве полотен  половые тряпки, а средство изображения  репейники, создающие абстрактные композиции. Они повторяют форму поэтических текстов таких авторов, как И.Бродский, А.Вознесенский, А.Крученых, В. Маяковский, А.Монастырский, С.Мордвинцев, Вс.Некрасов, В. Павлова, Б. Пастернак, Д. Хармс, К. Швиттерс, а также текста «Интернационала» и таблицы умножения. Абстрактный рисунок соединяется с насыщенной фактурой природных материалов, которые вызывают ассоциации с arte povera и войлочным Йозефом Бойсом. В то же время шершавые стены и холодное дневное освещение мастерской на Электрозаводе как будто мешают воспринимать объекты как произведения в чистом виде, напоминая о выборе художницы, где показывать свое искусство, как прежде всего жесте перформативном и осознанном. – О. Д.

Рагнар Кьяртанссон, «Горе победит счастье», Витебский вокзал, СПб, публичная программа Manifesta 10 

Видео: Александр Веревкин

Подходящая к концу Манифеста 10 снова оживилась, и теперь стало понятно, что публичная программа биеннале под кураторством Иоанны Варши оказалась интереснее и Основного и многих параллельных проектов. Одно из доказательств – семичасовой перформанс исландского художника Рагнара Кьяртанссона, прошедший в минувшую субботу на Витебском вокзале. Решительно не поддающийся описанию и даже видеофиксации, он стал настоящим открытием и для профессионалов, целенаправленно пришедших в Картинный зал Витебского вокзала, и для многих случайных зрителей, которые сначала недоверчиво посматривали на артиста, без устали певшего одну фразу «Горе победит счастье», а потом проникались. Электрик из подсобки, бабули, ждавшие своих поездов и подпевавшие Кьяртанссону, будто это вовсе не его песня, а какой-то старинный русский романс, рабочие-мигранты, присевшие отдохнуть, критики, заглянувшие минут на 20, а остававшиеся на часы. Кьяртанссону, кажется, удалось объединить народ и интеллигенцию и воплотить в своем перформансе все пресловутые «исконно-русские» мотивы: вокзал, дорога, лирика, тоска и прощание слились в ощущение той самой «светлой печали». – Е. И.

Фото: Ольга Данилкина, Елена Ищенко, Елена Клабукова

Добавить комментарий для Перформанс и акция: две стороны одной политики | Aroundart.ru Отменить ответ

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.