Заколдованная скульптура: о страхе и смехе, или один шаг вперед, два шага назад Анатолия Осмоловского

1 296        2        FB 0      VK 0

В галерее «Триумф» завершилась выставка Анатолия Осмоловского «Рас-членение». Анна Быкова собирает воедино детали получившегося эпоса, вспоминая скульптуры Джакометти и Кулика, а также акции Павленского.

27.01.15    ТЕКСТ: 

«Рас-членение» Анатолия Осмоловского в галерее «Триумф» с 25 декабря, 2014 по 25 января, 2015

10887389_921011974584588_5538329793358615331_o

Фото: галерея «Триумф»

В галерее «Триумф» завершилась выставка Анатолия Осмоловского «Рас-членение»: скульптурная серия, частично показанная в рамках параллельной программы 55-й Венецианской биеннале, а из нового – бронзовая «Украинка» и несколько коллажей. Анна Быкова собирает воедино детали получившегося эпоса, вспоминая скульптуры Джакометти и Кулика, а также акции Павленского.

Надо пользоваться старой формулой: абракадабра, Мао Цзэдун, Че Гевара.
Из фильма «Прощай, речь» Жан-Люка Годара, 2014

Лобок лежал на тарелке перед Ариной. Все смотрели на него.
Владимир Сорокин. Настя, 2001

В русской сказке «Василиса Прекрасная» мачеха посылает падчерицу за огнем к Бабе Яге, дома у которой забор из костей-черепов, вместо столбов – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с зубами. Баба Яга вручает девочке снятый с забора череп с глазами, насаживает на палку и велит нести мачехе. Говорящий череп огненным взглядом сжигает мачеху с ее дочерями в уголь, а наутро Василиса закапывает его в землю.

07finosmol

Анатолий Осмоловский. Украинка. Самые красивые голени: Хайди Клум. Самые красивые стопы: Ева Мендес. 2014. Бронза
Альберто Джакометти. Рука. 1947. Бронза

Анатолий Осмоловский, художник, известный стратегией расколдовывать и десакрализовывать, похоже, решил поменять курс. Его последний проект «Рас-членение» (дефис здесь ничего не добавляет и не меняет в смысле слова: он просто очередной раз членит) показывается в галерее «Триумф» – совсем недалеко от лобного места и Красной площади – одного из мест действия перформансиста-членовредителя Петра Павленского.

011osmol

Петр Павленский. Акция «Шов». Санкт-Петербург, 2012
Анатолий Осмоловский. Украинка. Самые красивые глаза: Шарлиз Терон. Самый красивый нос: Николь Кидман. Самые красивые губы: Оксана Малибу. 2014. Бронза

В зале первого этажа «Триумфа», выкрашенном в кроваво-красный, на металлических шестах высятся 9 «отрубленных» бронзовых голов революционеров трех поколений. Головы сгруппированы в диалектических троицах: основатель – последователь/оппонент. Маркс–Энгельс–Бакунин. Троцкий–Ленин–Сталин. Мао Цзэдун–Хо Ши Мин–Че Гевара. Увеличенные на 20 процентов по всем скульптурным законам они подняты выше человеческого роста, кроме двух сильно бородатых, а потому тяжелых (Бакунин и Маркс), которым зато можно посмотреть прямо в глаза.

Пластика этих новых тотемов – роденовская. Бронза по-импрессионистски клубится и плавится: в такой манере советских вождей скульпторы не изображали – не успели. Одно из исключений – работа ученицы Родена, Анны Голубкиной, ставшая первым скульптурным портретом Карла Маркса.

Анна Голубкина. Карл Маркс. 1905. Тонированный гипс  Анатолий Осмоловский. Михаил Бакунин. 2013. Бронза

Анна Голубкина. Карл Маркс. 1905. Тонированный гипс
Анатолий Осмоловский. Михаил Бакунин. 2013. Бронза

Роден ваял памятниками героям войн (Граждане Кале, Призыв к оружию…), и создавал портреты культурных героев (Бернард Шоу, Виктор Гюго, Оноре де Бальзак, Дени Дидро…) Осмоловский же идет вспять: расколдовав в свой героический период Маяковского на бывшей «Триумфальной» площади, дыхнув ему в лицо сигарным дымом, он который раз увековечивает «известных революционеров». По задумке художника бронза на шестах-копьях должна устрашить зрителя, сделав из «бывших кумиров» маркса-энгельса его врагов (в этнографических источниках мертвая голова на шесте может быть и оберегом, и карающим оружием). На одном из недавних круглых столов Осмоловский как-то предостерегал: «Ленина нельзя хоронить – иначе он прорастет: посмотрите, что стало со Сталиным…»

Но Осмоловский, апеллируя к Пикассо, по обыкновению современных художников, конечно, винит во всех бедах зрителя. «Это вы сделали?» – спрашивал о «Гернике» немецкий офицер. «Нет, это вы сделали!» – отвечает Осмоловский. «Вы, зрители, отрубили им головы и выставили на всеобщее осмеяние». Такое обвинение художника в попранных идеалах понятно: здесь коллективное чувство вины получает наглядное воплощение, а ответственность за происходящее членится на всех.

Камилла Клодель. Роден. 1886–1892. Бронза  Анатолий Осмоловский. Хо Ши Мин. 2014. Бронза

Камилла Клодель. Роден. 1886–1892. Бронза
Анатолий Осмоловский. Хо Ши Мин. 2014. Бронза

Внизу, в подвале галереи висит сшитая и лежит расчлененная женщина. «Украинка». Бронза, отлитая в двух экземплярах, кроме ног (у висящей ступни и голени литые по техническим причинам). Как будто жена Синей Бороды: по-женски гладкая, без шершавой революционной бороды, и с голубой патиной. Части тел самых красивых женщин мира, найденные Осмоловским в интернете (это не слепки – а жаль), собраны в женщину-Франкенштейн. Социологическая красота оборачивается редким пластическим уродством. Галерист Ханкин обещал продавать части тела по отдельности. Видимо, если будет спрос, прекрасную «Украинку» разошьют, обозначив очередной передел спорных территорий.

Олег Кулик. Теннисистка. 2002. Воск, таксидермические швы, натуральные волосы, одежда Анатолий Осмоловский. Украинка. 2014. Бронза

Олег Кулик. Теннисистка. 2002. Воск, таксидермические швы, натуральные волосы, одежда
Анатолий Осмоловский. Украинка. 2014. Бронза

Осмоловский, надо сказать, одним из последних из своего поколения обращается к обнаженной натуре. Олег Кулик в свое время показал парящую Курникову-теннисистку, похоже прошитую таксидермическим швом, а Дмитрий Гутов совсем недавно выставлял в той же галерее «Триумф» живописные «Лона».

Анатолий Осмоловский. Украинка. Самая красивая вагина: Чиччолина. 2014. Бронза Дмитрий Гутов. Лоно I. 2013. Холст, масло

Анатолий Осмоловский. Украинка. Самая красивая вагина: Чиччолина. 2014. Бронза
Дмитрий Гутов. Лоно I. 2013. Холст, масло

Трупная эстетика Осмоловского завораживает. Выставка работ его студентов под названием «Вечно живой труп» и персоналка в Бергамо «Изысканный труп или двенадцать самоубийц» собственно о том же: о классической традиции живописи и скульптуры, старательно регенерируемой и вторично мифологизируемой (см. его же «Куски», «Обрезки», «Детали», «Ногти»…). Так, Осмоловский делает круг, заколдовывая Родена, бронзу, голых женщин и революционеров в новые тотемы и новые сказки о главном.

Добавить комментарий

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.