#Открытия недели

Открытия недели: 2 – 8 февраля

36        3        FB 0      VK 0

Персональные выставки Анастасии Рябовой, Виктории Бегальской и Дмитрия Булныгина, новые имена из Воронежа и Петербурга, а также мощный показ восточноевропейского искусства

09.02.15    ТЕКСТ: 

Персональные выставки Анастасии Рябовой, Виктории Бегальской и Дмитрия Булныгина, новые имена на московском «Электрозаводе» и в петербургском «Интимном месте», а также мощный показ восточноевропейского искусства в «Гараже».

Анастасия Рябова «Инструмент обратного движения», кураторская мастерская «Треугольник», до 15 февраля

Впервые в рубрике «открытия недели» появляется закрытие. Проект начинался с закрытия выставки, а обсуждение куратора и художника состояло из вопросов на ответы. Настя Рябова показала выдуманный «инструмент», состоящий из фотографий, сделанных на «Электрозаводе», где расположена выставка. Также, как люди в предыдущем проекте художницы «Звездный проспект», инструмент очерчивает квадрат, преодолевая препятствия на своем пути. Местоположение зрителей на выставке управляется с помощью небольших забавных рисунков Рябовой, будто бы выпавших безумного Megazine.biz, одного из первых крупных проектов, в котором участвовала художница. В результате получилось визуальное рассуждение о невозможности линейного развития. – Александра Шестакова

«В нашем сердце идут облака», галерея «Электрозавод», до 20 февраля

За прошлый год на российской карте стали стремительно проявляться точки независимой самоорганизации в искусстве и линии сотрудничества между ними. Ростовские, краснодарские и воронежские художники, минуя Москву, обменялись проектами, родившимися в результате их многолетней работы по созданию локальной художественной среды. Петербургская галерея «Люда», возобновя работу, переключилась на показ искусства из тех уголков, о которых вспоминают в последнюю очередь – уже показали белорусское, омское и армянское искусство, на очереди пермское и другие большие планы. Проект обмена в этом месяце дошел наконец до Москвы и «главной андерграундной площадки» города, как назвал галерею куратор выставки Арсений Жиляев. Участники все сплошь имена если и не совсем новые, то точно появились на слуху недавно, и за ними хочется следить. По воронежской линии – воспитанники образовательной программы ВЦСИ, сочувствующие им и уже отметившийся персональной выставкой в Москве Кирилл Гаршин, по московской – постоянные обитатели галереи «Электрозавод».

Кураторское решение стало изящной метафорой отношений между условным центром и такой же условной периферией, вернее – постепенном их изменении. Так всего четыре работы были доступны непосредственно в шаговой близости, остальные – подняты под потолок, а в центре располагалось технологичное средство связи, штатив с камерой, с помощью которой, как в телескоп, можно было рассмотреть недоступное. За размах отвечало масштабное насыщенное полотно Кирилла Гаршина, а противоположностью ему оказался офисный минимализм объектов Татьяны Данилевской – примерно в этих координатах располагались воронежцы, заполнившие основное поле выставки. Работ московских авторов было всего три, их можно было почти не заметить взглядом, но непременно наткнуться физически, как с препятствием – почти сливающийся с окружающим пространством скульптурный оммаж «Шагающему человеку» Джакометти от Кати Коваленко, диагональ Димы Филиппова, протянутая тросом через куб комнаты, и деталь Наташи Тимофеевой, вкрадчиво выступающая из несущей колонны. – О. Д.

Виктория Бегальская Гертруда, галерея pop/off/art, до 1 марта

Бегальская объединяет ключевую для нее тему защиты прав социальных меньшинств, подвергающихся общественной стигматизации, со своим основным медиумом – живописью, которую художница мыслит как идеальное средство выражения идеи объективированной телесности. Проект «Гертруда» родился в ходе работы над спектаклем «Пояс Афродиты» и стал результатом близкого общения Бегальской и ее соавтора, художника Александра Вилкина, с представителями сферы сексуальных услуг, чья профессия предполагает существование в зоне общественного отчуждения. Характерная для Бегальской экспрессия, яркие открытые цвета и резкая, грубоватая манера письма сочетается с китчевой плакатностью композиции: подруги-проститутки просили Бегальскую снять их для профайлов на порно-сайтах. Позируя перед фотографиями, предъявляя себя мужскому взгляду и стараясь показать «товар лицом», секс-рабыни инвертируют собственную виктимность, превращая ее в орудие власти и агрессии, как единственный вариант существования в обществе с доминирующими фундаменталистскими моделями. Из этого несоответствия означающего означаемому рождается характерные для Бегальской и Вилкина невозможность прямых трактовок и густой замес слоев смысла, которые делают ее живопись такой непростой для зрительского восприятия. – Наталия Протасеня

Екатерина Шелганова, «Женя. Упражнение в тавтологии», Лаборадория «Интимное место», Санкт-Петербург, до 14 февраля

На выставке представлены результаты лабораторной работы, начавшейся в 2000 году, и задуманной как проверка эффективности некоторых методов очистки кадра от субъективных позиций фотографа и модели. Затем это исследование было переосмыслено автором как исследование о насилии, легитимируемом с помощью апелляции к возвышенному. Когда количество хранимых свидетельств насилия стало соперничать в своем объеме с мировым океаном, среди его бескрайних вод, стали попадаться непредусмотренные диктатом правил пунктумы  моменты в телесности модели, в которых свобода, желая сохранить себя как форму жизни, пережидает трудные времена. Для выставки в «Интимном месте» Екатерина Шелганова предоставила несколько фотографий, содержащих в себе такие убежища свободы. – Марина Мараева

Художница намерена возобновить исследование, учитывая пугающую актуальность темы, и приглашает всех заинтересованных принять участие в съемках данного проекта в качестве модели. Съемки проходят в Санкт-Петербурге, телефон для связи с автором +7(963)348–15-51

«Грамматика свободы / Пять уроков», МСИ «Гараж», до 19 апреля

В МСИ «Гараж» открылся первый в России всеобъемлющий смотр искусства Восточной Европы, на 95% состоящий из собрания прогрессивной люблянской институции Галерея Модерна. Курированный ее директором Зденкой Бадовинац, её коллегой Бояной Пишкур и Снежаной Кръстевой из «Гаража», он представляет собой пять тематических секций — уроков о свободе, — центральная из которых превращает пространство «Гаража» в пятиконечную звезду. А также – пример музейной коллизии институции прогрессивной, научно подкованной, локально чувствительной и частно-олигархической, пытающейся перенять модели у первой. Больше 60 участвующих художников и коллективов предъявляют самые острые позиции, разработанные ими в период с 1960-х по 2015. Среди них – Марина Абрамович с видеодокументацией перформанса «Ритм 0», дополненной современным реквизитом, объединение Neue Slowenische Kunst, Илья и Эмилия Кабаковы с никогда ранее не выставлявшейся в России работой «20 способов достать яблоко, слушая музыку Моцарта» (1997), коллектив «Что делать?» с новым зрелищным видео «Исключенные. В момент опасности» (2014) и многие другие. Выставка обещает зрителю не только славное интеллектуальное упражнение, но и тревожное напоминание об историческом моменте, в котором катастрофическая геополитическая реориентация грозит отделить весь Восток Европы от России новым – спустя 25 лет после падения стены – барьером. – Егор Софронов

Дмитрий Булныгин, Nothing is perfect, до 22 февраля

Мини-ретроспектива Дмитрия Булныгина радует новыми работами и расстраивает весьма ограниченной выборкой. Экс-участник «Синих сонов» предстает художником исключительно веселым, внимательным и актуальным: строит храмы из детских кубиков и овощей («Храмы», 2012–2013), создает сахарный монумент и заливает его водой, смакуя процесс разрушения и обнажения каркаса (Deflation, 2014), потом проделывает нечто подобное в видеомэппинге на фасад Манежа (Finish, 2011), сжигает советские обои, обнаруживая за ним обломки индустриальных форм (Total Recall, 2014), заставляет телевизоры выбрасываться из окон в рамках сеанса «Экзорцизма» на стенах кировского театра (2012) или находит похожих людей в потоке какого-то торгового центра («Потерянные близнецы», 2004). Между тем, за этими веселыми работами скрывается сознание человека, уставшего от медиа, и одновременно художника, который постоянно работает с низовой интернет-культурой и изображением, исследуя его возможности и тотальную амбивалентность. За видеоаквариумом скрываются железные балки, сахарный Кремль будто из сорокинских повестей тает на глазах, красивое панно из спичек оборачивается кладбищем. Потому сеанс экзорцизма начинается с выбрасывания телевизоров, а сама выставка – с интерактивной видеоинсталляции «Хозяйка». Три орущие фигуры в халатах, которые, когда на них кликают мышкой, успокаиваются на долю секунды и начинают делать домашнюю работу (одна, кстати, гладит полотенце с коноплей – этакое подмигивание Булныгина самому себе). Это, конечно, не феминистская критика, а все та же эпопея о медийном изображении, дарующем мнимое ощущение знания и возможностей, которые рассыпаются в пух и прах как только отвернешься от телевизора или выпустишь из рук мышку. – Е. И.

Эти и другие работы можно посмотреть на сайте художника 

Фотографии: Ольга Данилкина, Елена Ищенко, Вадим Лурье

Добавить комментарий

Новости

+
+
13.03.17

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.